Анатолий Солоницын: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?» - 6 лучших ролей в кино
11 июня 1982 года, в Москве, от рака легких (сильно простудился вовремя съемок, не было время лечиться, в итоге — страшное заболевание), умер известнейший советский актер Анатолий Алексеевич Солоницын.
Родившись в провинции, там же закончив школу, театральный ВУЗ и долгие 12 лет проведя на различных провинциальных сценах, Анатолий Алексеевич (по паспорту Отто Алексеевич — в честь Отто Шмидта), казалось, так и должен был всю жизнь просуществовать в роли периферийного актера.
Если бы не случай. Прочитав в «Журнале искусство кино» сценарий картины «Андрей Рублев», Солоницыну так захотелось сыграть роль иконописца Андрея, что он, поехал в Москву ловить Тарковского – режиссера фильма. И, упросил Андрея Арсеньевича попробовать его.
Увидев результаты, режиссер Тарковский открыл для себя актера Солоницына, снимал его во всех своих кинолентах и пытался пристроить его столичных театрах.
За пятнадцать лет после выхода фильма «Андрей Рублев», Анатолий Алексеевич снялся в более 50 фильмах у лучших режиссеров страны, (Александра Наумова, Сергея Герасимова, Никиты Михалкова, Александра Зархи, Вадима Абдрашитова), получил признание и любовь советских зрителей, стал Заслуженным артистом РСФСР.
Человек интеллигентный, абсолютно не способный к проталкиванию, выбиванию для себя каких-либо благ, не могущий никогда и никому причинить ни малейшего неудобства, ушел от нас в возрасте 48 лет.
Давайте, отвлечемся на несколько минут от суматохи ежедневных событий, чтобы вспомнить светлого, настрадавшегося, талантливого актера Анатолия Алексеевича Солоницына и еще раз пересмотреть его лучшие, сыгранные душой работы.
«Андрей Рублев»
Биографическая драма Андрея Тарковского (сценарий его же совместно с А. Кончаловским).
Роль, принесшая широкую известность Анатолию Солоницыну. Его высоко оценили в кинематографических кругах, актера засыпали предложениями о съемках. Образ иконописца Рублева (в картине он ни разу не брал в руки кисть, не совершал поступков, вся игра – созерцание, размышления, рассуждения о любви, о Боге, о смысле человеческого существования), таким как видел его высокий интеллектуал Тарковский создать было невероятно трудно, но Анатолий Алексеевич справляется с задачей блестяще, и на экране – гениальный, духовный Андрей Рублев.
На Каннском фестивале лента получает Главный приз ассоциации кинокритиков.
«Проверка на дорогах»
Военная драма Алексея Германа по сценарию Эдуарда Володарского.
Неизменно признается зрителями одним из лучших фильмом о Великой Отечественной войне. Солоницын в роли политрука партизанского отряда, оставшегося без продовольствия и вынужденного поверить человеку, предавшему однажды, чтобы спасти бойцов от голода.
Государственная премия СССР, Приз МКФ фильмов о Свободе и Революции в Сопоте (Югославия), Премия критики МКФ в Роттердаме, Приз МКФ в Сиднее.
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
Приключенческий, захватывающий фильм режиссера Никиты Михалкова (сценарий его же совместно с Эдуардом Володарским), любимый много десятилетий зрителями.
Звездный актерский состав, интереснейший сюжет – все сложилось в картине, по праву ставшей бестселлером.
Анатолий Солоницын в роли секретаря губкома РКП(б) Василия Сарычева, вместе с друзьями пытающийся вернуть золото, украденное прямо у них из-под носа группой бывших белых офицеров.
Основная часть съемок проходила в Чечено-Ингушетии, играть банду есаула Брылова (Н. Михалков), пригласили местных парней, они с удовольствием помогли, предварительно поинтересовавшись у Никиты Сергеевича: «Оружие вы будете давать, или нам свое принести?»
Лидер проката, фильм посмотрели 23,7 млн человек.
«Солярис»
Фантастическая драма режиссера Андрея Тарковского, (его же сценарий), по мотивам одноименного романа Станислава Лема.
Огромный успех и фильма, и Анатолия Солоницына — исполнителя роли доктора Сарториуса. Жесткий, ставящий науку выше всего – даже моральных норм, человек, полностью заглушивший свои эмоции и чувства ради, (как он считает), долга перед истиной.
«Солярис» — одна из немногих отечественных картин завоевавших Гран-при МКФ в Каннах – «Золотую пальмовую ветвь».
«Восхождение»
Военная Драма сильнейшего, талантливейшего режиссера Ларисы Шепитько (по ее же сценарию, при участии Юрия Клепикова). В основе повесть Василя Быкова «Сотников» и гениальная музыка Альфреда Шнитке. Последний завершенный фильм Ларисы Ефимовны – через три года, работая над лентой «Прощание с Матерой», она погибла.
Страшный, сильный фильм-шедевр о Людях, нелюдях и недолюдях (за которых тоже больно и жалко). Потрясают герои этой киноленты. Солоницын — следователь Портнов, полицай.
Первая советская картина, удостоенная высшей награды «Золотой медведь» на МКФ в Западном Берлине.
«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»
Биографическая драма режиссера Александра Зархи.
Фильм о том, как великий писатель Ф.М. Достоевский (А. Солоницын), переживая тяжелый период своей жизни, счастливо нашел своего ангела-хранителя – Анну Григорьевну Сниткину (Е.Симонова), ставшую его женой.
Как-то Андрей Тарковский собирался экранизировать «Идиота», в роли автора — Федора Достоевского, планируя снимать своего любимого актера Солоницына, (жаль, что картина так и не состоялась). Солоницын, всегда мечтавший сыграть Федора Михайловича, сразу же решил сделать пластическую операцию – для большего сходства с писателем. Ошеломленный Тарковский спросил его, а что же он будет играть потом «…с лицом-то Федора Михайловича!», на что Солоницын ответил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?».
Мечта Анатолия Алексеевича сбылась. Он сыграл Ф.М. Достоевского. Сделал это блестяще, и получил «Серебряного медведя» МКФ в Берлине в номинации «Лучший актер».