Памяти правдивого творца: 6 лучших фильмов Алексея Балабанова
Сегодня, 21 мая, в Санкт-Петербурге пройдут похороны Алексея Балабанова. Гражданской панихиды не будет, так завещал сам режиссер, но пройдет отпевание в храме. Киномир переживает потерю творца, который рассказывал о драматических моментах истории страны. Он старался передать истинную действительность без лишних украшений. Фильмы Алексея Балабанова были предназначены для думающих людей, способных не только понять происходящее, но и найти средства для перемен, пусть даже только внутренних. Кино должно будоражить умы и души, считал режиссер.
В отличие от всех представителей круга кинорежиссеров, он был довольно замкнутым человеком, не любил популярности и ненужного внимания к собственной персоне.
Нам хотелось бы почтить память режиссера и вспомнить лучшие его работы, которые стали символами нашей эпохи.
1. «Про уродов и людей» (1998) – премьера ленты состоялась на Каннском кинофестивале, здесь отметились такие актеры, как Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков. По утверждению последнего именно Балабанов «сделал его, как актера». После образов в картинах Алексея, Сухоруков стал популярен. Данная же кинолента получила множество призов, в их числе 2 премии «Ника», три приза международного фестиваля «Неделя фантастического кино» в Малаге, специальный приз фестиваля в Стамбуле.
2. «Брат» 1,2 (1997 – 2000) – боевик о русском герое Даниле, который вернулся с войны. Понятия о справедливости у него своеобразные. Он любит родину и хочет добра, а в итоге получается по-разному. Этот фильм раскрыл для зрителей Сергея Бодрова-младшего, Виктора Сухорукова и вообще предложил новый взгляд на кино, страну и окружающую реальность.
При этом первую часть сняли всего за месяц и потратили только 100 000 долларов США, что меркам кинематографистов просто мизер. Лента получила гран-при «Кинотавра», специальный приз жюри и приз FIPRESCI на международном фестивале в Турине, Триесте, Котбусе.
3. «Война» (2002) – еще один правдивый фильм от Балабанова. Рассказана история войны в Чечне. Плен, военные действия и история спасения людей без всякой поддержки государства. Ингеборга Дапкунайте, Алексей Чадов и Сергей Бодров-младший сыграли в этом фильме. Бодров был награжден посмертно премией «Ника» за роль парализованного пленного капитана российской армии. Это была первая роль в кино для Алексея Чадова, который за нее получил приз, как лучший актер на Монреальском Международном кинофестивале. Кинолента также получила главный приз на кинофестивале в Ялте, главный приз «Кинотавра» в Сочи — «Золотую розу».
4. «Жмурки» (2005) – нелюбовь режиссера ко всякого рода приукрашиваниям действительности вылилась в создание черной комедии. Алексей Панин и Дмитрий Дюжев сыграли бандитов, для которых первоначальное накопление капитала после Перестройки в России стало «золотым» временем. Они творили историю, если можно так выразиться. Для популярности фильма у зрителя определенное значение имеет также и музыка, написанная Вячеславом Бутусовым, и режиссер Никита Михалков в одной из ролей. Лента была в лидерах проката в России и запомнилась зрителям своими яркими и выразительными персонажами. До сих пор фразы из фильма используются в повседневной речи.
5. «Груз 200» (2007) – жестокая драма о закате советских времен в рамках отдельно взятого провинциального города. Фильм был основан на реальных событиях и действительно поражает зрителя своей правдоподобностью. Триллер пропитан образами и символами эпохи целого поколения. Еще на стадии подготовки он вызывал неоднозначные мнения, многие актеры отказывались от ролей, едва прочитав сценарий. После выхода фильма критики писали противоположные отзывы. Кто-то называл ленту лучшей в карьере Балабанова, а кто-то называл ее полным провалом. В итоге кинолента была удостоена Приза Гильдии российских кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр», Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон», награды Роттердамского кинофестиваля (KNF Prijs).
6. «Я тоже хочу» (2012) – фильм о поисках счастья. Пятеро путешественников ищут святые места, которые принесут исполнение желаний и долгожданное счастье. В данной картине Балабанов сыграл режиссера, который по сюжету умирает. Сейчас заговорили о пророчестве ленты, хотя Алексей Балабанов знал уже давно о тяжелой болезни, ему врачи предрекали скорую смерть. Так что, говорить о пророчестве или об осознанном выборе режиссера – вопрос философский. В любом случае, фильм достойный и был номинирован на премию «Ника», показан на Венецианском кинофестивале и отмечен призом прессы имени Ирины Шиловой на XXI Открытом фестивале «Киношок».