14.08.2014

Исаак Шварц: большой лирик отечественного экрана и 10 лучших фильмов с его музыкой

Исаак Шварц

В 1935 году, в Большом зале ленинградской филармонии, в сопровождении симфонического оркестра, талантливый пианист исполнял Первый концерт Шопена. Ему восторженно внимал зал. Музыканту было 12 лет от роду, и звали мальчика – Исаак Шварц.

А всего лишь через два года после этого удивительного события, высланный в ссылку вместе с матерью в город Фрунзе, переживший арест и расстрел отца, 14-летний Исаак должен был тяжело работать, чтобы помочь своей семье.

После войны, по протекции сестры Дмитрия Шостаковича – Марии Дмитриевны, Исаак Шварц был принят в Ленинграде гениальным композитором, живо пытавшимся опекать, сколько возможно, молодого человека.

Только через много лет выросший, ставший успешным художником Шварц узнает, что Дмитрий Шостакович оплатил все годы его обучения в консерватории.

Исаак Шварц

Скромный, живой, простой, ироничный к себе, за свою долгую творческую жизнь Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, Исаак Иосифович Шварц написал много серьезной , прекрасной музыки: он автор симфонических произведений, двух балетов («Накануне», «В стране чудес»), создатель музыкального оформления к 35 спектаклям, добрая половина которых давно вошла в Золотой фонд российского театрального наследия: «Идиот», «Горе от ума», «Не склонившие головы», «На всякого мудреца довольно простоты» — постановки Георгия Товстоногова (БДТ имени Горького); «Доходное место» режиссера Р. Сусловича; «Лес» в постановке В. Мотыля; «Молва», Андрея Гончарова в Московском театре имени Маяковского.

Но громкую, повсеместную известность и народную любовь, Исааку Иосифовичу Шварцу принесли песни и музыка из 125 кинофильмов. Он единственный в стране композитор, награжденный тремя кинопремиями «Ника».

Давайте сегодня, в день, когда родился композитор (13 мая 1923 г, г. Ровны, Украина) столь часто радовавший нас своей лирической, нежной, проникновенной музыкой, вспомним самые лучшие его фильмы, отмеченные престижными наградами.

«Дикая собака Динго», реж. А. Гребнев, 1962 г

Драма первой любви между двумя подростками, которую вместе с ними переживали 21,8 млн зрителей. Чистый, светлый фильм. И такая же светлая, прекрасная музыка к фильму, написанная композитором Исааком Шварцем.

Первая работа в кино замечательной советской актрисы Галины Польских.

Премии «Золотой Лев святого Марка» и «Золотая ветвь» на МКФ для детей и юношества в Венеции (Италия, 1962).

«Женя, Женечка и «Катюша», реж. В.Мотыль, 1967 г

По книге Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» — его описание, ощущение войны. Булат Шалвович пишет сценарий совместно с Владимиром Мотылем, в фильме звучат песни на его стихи. А мелодия композиции «Капли Датского короля» становится основой музыки для всего фильма.

Необычный, трагический, с Олегом Далем в главной роли рассказ, про любовь солдата Евгения Колышкина (интеллигентного московского юноши), к зенитчице Жене Земляникиной; ее гибель и ожесточение, опаленного несчастьем страдающего человека.

Фильм – лидер проката (24, 5 млн зрителей).

«Братья Карамазовы», реж. И. Пырьев, 1968 г

Экранизация одноименного романа Ф.М. Достоевского.

Многосерийный, масштабный, яркий фильм, где собрался мощный актерский состав: Михаил Ульянов, Андрей Мягков, Кирилл Лавров, Валентин Никулин – классика советского кинематографа.

Иван Пырьев закончить фильм не успел — умер от инфаркта и работу сдавали Лавров с Ульяновым.

Номинация на премию «Оскар», 1971 г; Приз «Жемчужина» на конкурсе японской ассоциации любителей кино, 1971 г; Приз МКФ в Москве, 1969 г.

«Белое солнце пустыни», реж В. Мотыль, 1970 г

Все соединилось в этой легендарной ленте – захватывающий сценарий, мастерская, с юмором, виртуозная режиссура, блестящая, могучая игра советских выдающихся актеров и удивительная музыка, часть которой – песня «Ваше благородие…» (слова Булата Окуджавы в исполнении Павла Луспекаева), стала не просто визитной карточкой фильма, а любимым произведением всех советских людей.

Картина — лидер проката (34,5 млн зрителей); внесена в списки «100 лучших фильма по версии сайта roskino.com», «100 лучших фильма по версии гильдии кинокритиков России», «Рекомендации ВГИКа» и др.

«Проверка на дорогах», реж. А. Герман, 1971 г

Один из лучших фильмов о Великой отечественной войне.

Герман, всегда снимающий авторское кино, в манере максимально приближенной к почти документальному произведению, и в этой картине верен себе. Абсолютно чувствующий, что нужно такому необычному, своеобразному режиссеру, как Алексей Герман, Исаак Иосифович, создает единственно возможный музыкальный ряд для этого сложного, высокого, аскетичного замысла.

Приз МК Ф в Сиднее, 1987 г; Государственная премия СССР, 1988 г; Приз на МКФ в Сопоте, 1986 г;, Премия критиков МКФ в Роттердаме, 1987 г; 3-е место среди лучших фильмов года по опросу журнала «Советский экран».

«Станционный смотритель», реж. С. Соловьев, 1973 г

Первый фильм режиссера Сергея Соловьева. Старый отец лишается своей горячо любимой дочери, полюбившей проезжего молодого гусара. Да и как ей в него не влюбиться – живя в самой российской глуши? Гусар для Дуняши – больше чем принц! И она, бросив отца убегает с ним: страшный итог любви родителя к своему дитяти.

Нежная, грустная музыка, гармонично живущая на экране вместе с невероятно красивыми кадрами русской природы. Плюс три трогательных, проникновенных романса Шварца: на стихи Александра Сергеевича Пушкина — «Не спрашивай зачем», «Я ехал к Вам», и Булата Окуджавы – «Красотки томный взгляд» (в бесподобном исполнении Никиты Михалкова).

Гран-при Венецианского ФТФ, 1972 г; Главный приз «Евровидения» — «Приз Пасхального Воскресенья», 1972 г.

«Дерсу Узала» 1 и 2 серии, реж.А. Куросава, советско-японский фильм, 1975 г

В основе – книга ученого, исследователя и писателя Владимира Арсеньева о его путешествии по Уссурийскому краю и дружбе с охотником Дерсу Узала.

Куросава выбрал Исаака Шварца из большого количества советских композиторов, считая, что у него есть талант создавать музыку, становящуюся неотъемлемой частью картины; не просто писать музыкальное сопровождение событиям, происходящим на экране, а объяснять их.

Лента собрала большое количество призов, главный из которых, конечно – «Оскар» за лучший иностранный фильм, 1976 г; Золотой приз и премия ФИПРЕССИ МКФ, 1975 г; Два приза «Давид ди Донателло», 1977 г; Премия Итальянского синдиката киножурналистов, 1977 г; Приз Национальной ассоциации писателей и кинокритиков Испании, 1977 г; Премия Французских кинокритиков, 1977 г и многие другие.

«Звезда пленительного счастья» 1 и 2 серии, реж. В. Мотыль, 1975 г

Каптина, посвященная подвигу русских женщин – жен декабристов, последовавшими за своими осужденными мужьями в ссылку, в Сибирь, отказавшимися от привычной, окружающей с рождения роскоши и положения в свете, приняв позор и тяжкие испытания — стала бестселлером. Незабываемая музыка, как и прозвучавшие в ней песни («Кавалергарды, век не долог…» слова Булата Шалвовича Окуджавы). Лидер проката – 22 млн зрителей.

«Белый король, красная королева», реж С. Бодров (старший), 1992 г

Послеперестроечный фильм, мелодрама, снятый в условиях полного развала кинопроизводства, когда фильмы пытались делать немногие энтузиасты, выпрашивая деньги на свои картины у разбогатевших новых русских, объясняя им необходимость помогать отечественному искусству.

История многолетней любви сбежавшего на Запад шахматного гроссмейстера к сотруднице института марксизма-ленинизма, забавная и трогательная, получила Премию «Ника» (1993 г), за лучшую музыку к фильму (также за к/ф «Луна-парк»).

«Луна-парк», реж. П. Лунгина, 1992 г

Вторая работа российского режиссера Павла Лунгина.

Фильм о главе антисемитской организации, внезапно узнающим, что его папа – еврей, и, постепенно, меняющему свои экстремистские взгляды на жизнь, демонстрировался в основной программе Каннского фестиваля 1992 г.

Получил кинопремию «золотой Овен», 1992 г; кинопремию «Ника» за лучшую музыку к фильму (также за к/ф ««Белый король, красная королева»).

Метки статьи

Похожие записи


Партнер «Рамблера»
Система Orphus
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+