Новости

10 самых известных советских фильмов о Великой Отечественной войне

Страшная, жестокая, принесшая бесконечное горе война, пережитая нашей страной в сороковые годы прошлого столетия, обрекла миллионы людей на такие великие страдания, что память о них до сих пор причиняет боль, много боли. И останавливает сердце, от осознания высочайшего подвига за гранью человеческих возможностей, совершенного простыми советскими гражданами.

Каждой частичкой плачущей души над погибшими и выжившими в этом аду, хорошо понимая свой долг — рассказать потомкам о кровавых событиях тех мучительных лет, честные, лучшие художники нашего отечества создавали невероятные, гениальные ленты о священной народной войне.

Давайте сегодня, 9 мая 2013 года, спустя 68 лет со Дня Победы над фашистами, снова и снова вспоминая, родные лица не вернувшиеся с фронта, тяжкие слезы матерей, вдов и сирот; и принося слова сердечной благодарности тем, кто вопреки всему вернулся, опять переберем, пересмотрим выплаканные, выстраданные, Великие отечественные фильмы о войне 1941—1945гг.

«Летят журавли», реж.М. Калатозов, 1957 г

Картина, по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые» — единственная из лент когда-либо снятых в нашей стране получившая Золотую ветвь Международного Каннского фестиваля.

Трагическая история двух влюбленных людей, разлученных войной навсегда, в 1958 г, во Франции заняла 4-е место по результатам проката.
Не меньший триумф и на Родине – 28, 3 млн зрителей.

«Баллада о солдате», реж. Г.Чухрай, 1959 г

Алешенька Скворцов, которому от его коротенького отпуска осталось несколько минуточек, чтобы обнять свою маму и сказать: «я вернусь!» — наивный, честный, сильный своим простым духом – олицетворение всех сыночков, ушедших на фронт и не вернувшихся с проклятой войны. Не разрывается ли сердце у каждой российской матери глядя на экран?

Лидер проката (30 млн зрителей). Специальный приз жюри фестиваля в Каннах, 1960 г; Два приза «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско, 1960 г; Премия «Давид ди Донателло», 1960 г; Премия BAFTA, 1961 г; Ленинская премия, 1961 г; Номинация на премию «Оскар», 1962 г.

«Судьба человека», реж. С. Бондарчук, 1959 г

Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова, сценарий Ф. Шахмагонова.

Все потерял Андрей Соколов – жену, две дочери, сына. Пережил плен и концлагерь, бежал, прошел всю войну и выбран маленьким соседским мальчиком Ванюшкой себе в отцы: «Папка! Папка родненький! Я знал, что ты меня найдешь!».

Андрей Соколов — образ русского солдата, способного на себе вынести все, точно и достоверно созданный выдающимся мастером отечественного кино – Сергеем Бондарчуком.

Лидер проката (39 млн зрителей). Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран», 1959 г; Большой приз МКФ в Москве, 1959 г; Большой приз Х МКФ в Чехословакии, 1960 г; Большой приз КФ в Минске, 1960 г; Призы на МКФ в Мельбурне, Сиднее и Канберре; Приз на МКФ в Карловых Варах, 1970 г.

«Живые и мертвые», реж. А. Столпер, 1963 г

Простые, не готовые, застигнутые врасплох первыми днями войны люди (наши бабушки и дедушки!), попавшие в кровавый беспощадный хаос окружения. И они, ошарашенные, ничего не понимающие, отказывающиеся верить в реальность происходящего, постоянно и не громко, без всякого героизма совершают героические поступки. И преодолевают эти нечеловеческие испытания.

По книге Константина Симонова – писателя, прошедшего фронт. В картине нет музыки, но этого даже не замечаешь, она не нужна – столь огромен ужас переживаемых на экране событий.

Лидер проката (41,5 млн зрителей). Главная премия МФК в Карловых Варах, 1964 г; Премия МФК в Акапулько, 1964 г; Премия ВКФ в Ленинграде, 1094 г.

«Отец солдата», реж. Р.Чхеидзе, 1964 г. Сценарий Сулико Жгенти.

Старый грузинский крестьянин идет на войну искать своего сына, которого давно не видел. Сначала в госпиталь, но не успел – боец уже выздоровел. Тогда, отец вступает добровольцем в красную армию. Идет за сыном дальше – на фронт.

И, наконец, став отцом всем окружающим его солдатам, отыщет среди кошмара войны сыночка, чтобы на своих руках принять его смерть. Глаза отца, смотрящие на уходящего сына забыть нельзя. Как и правду существования на экране гениального грузинского актера Серго Закариадзе – исполнителя главной роли.

Лидер проката (23,8 млн зрителей). Приз МКФ в Москве, 1965 г; Премия Ленинского комсомола, 1965 г; Ленинская премия, 1966 г; Премия «Капитолийский Юпитер» МКФ-кинообозрении «Капитолийский Юпитер» в Риме, 1966 г; Премия Ленинского комсомола Грузинской ССР 1970 г.

«А зори здесь тихие», реж. Ст.Ростоцкий, 1972 г

Фильм снят режиссером-фронтовиком, по книге писателя-фронтовика Бориса Васильева.

Станислав Ростоцкий на сдачу картины привозил ослепшую медсестру, которая спасла его, тяжелораненого, вытащив на себе с поля боя. И рассказывал ей покадрово обо всем, что происходит на экране. В память о таких как она женщинах, на своих хрупких плечиках тянувших ужасную ношу войны он и делал свою великую ленту.

Лидер проката (66 млн человек). Главный приз ВКФ в Алма-Ате, 1973 г; Приз МКФ в Венеции, 1972 г; Номинация на премию «Оскар», 1972 г; лучший фильм 1972 года по опросу журнала «Советский экран»; Государственная премия СССР и Премия Ленинского комсомола, 1975 г.

«В бой идут одни старики», реж. Л. Быков, 1973 г

Сценарий: Л.Быков, Е.Оноприенко, А.Сацкий.

Картина про поющую эскадрилью и ее Маэстро Титаренко захватила в многолетний плен всех советских людей. До сих пор этот фильм смотрят и любят зрители нашей страны.

Трогательный до слез, горький, трагично-веселый и героический рассказ про желторотиков, которых не пускают в бой двадцатилетние «старики», про ежедневное, ежеминутное, простое и обыденное совершение подвига, при этом как подвиг никем из них не оцениваемое — вечное кино про сильных духом обыкновенных людей, защищающих свою Родину.

Чтобы его снять, Леониду Быкову пришлось преодолеть множество препятствий, за фильм в котором чиновники не увидели героизма(!) заступались фронтовики, уверяя не воевавших бюрократов, что в картине – все правда.

Лидер проката (44,3 млн зрителей). Серебряная медаль им. А. Довженко «За произведения на героико-патриотическую тему», 1974 г; Первая премия ВКФ в Баку, 1974 г; Приз жюри МКФ в Карловых Варах, 1974 г; Главная премия МКФ «Фильмы за свободу» в Сопотце Югославия), 1974; Главная премия МКФ в Сопоте (Польша), 1974; Государственная премия Украинской ССР имени Тараса Шевченко.

«Они сражались за Родину» 1 и 2 серии, реж. С. Бондарчук, 1975 г

Сценарий писали С. Бондарчук и М.Шолохов, (по одноименному роману Михаила Александровича). Оператор картины — В. Юсов (человек, снимавший войну так строго, страшно и поразительно, что создавалось впечатление полной нереальности происходящего, на фоне четкого понимания абсолютной правды кадра).

О простых солдатах, ведущих из последних сил оборонительные бои под Сталинградом, огромной непостижимой цене, которую пришлось заплатить за Победу и о святой любви к своей Родине.

Во время съемок остановилось сердце Василия Макаровича Шукшина – это последняя его работа.

Сильнейшая, щемящая игра выдающихся актеров ( В. Шукшин, В.Тихонов, С. Бондарчук, Г. Бурков, Ю. Никулин, И. Лапиков, А. Ростоцкий, Н. Губенко, Н. Мордюкова).

Лидер проката (40,6 млн зрителей). Премия МКФ в Карловых Варах (Чехословакия), 1976 г; Премия КФ в Панаме , 1976 г; Государственная премия РСФСР, 1977 г; Номинирован на главную премию Каннского фестиваля, 1975 г.

«Иди и смотри», реж. Э.Климов, 1985 г

Двухсерийная лента Элема Климова, снятая по сценарию Алеся Адамовича, основанному на реальных событиях.

Беларусь, 1943 год. Подробное описание карательной акции фашистов по уничтожению сел. Герой повествования — деревенский мальчик Флера, который из подростка за две недели событий превращается в седого, морщинистого старика.

Тяжкий, страшный, фильм — нацисты, под музыку и хохот жгущие в амбарах немощных старцев, женщин и детей, фотографирующиеся на фоне обугленных тел и звериное, неуправляемое желание отомстить им тем же.

Лидер проката (29 млн зрителей). Приз МКФ в Москве, 1985 г; Приз МКФ в Стеубале (Португалия), 1985 г; Главный приз ВКФ в Алма-Ате, 1986 г; «Лучший фильм года» по опросу журнала «Советский экран», 1986 г.

«Судьба», реж. Е. Матвеев, 1977 г

Картина по роману Петра Проскурина «Судьба» (им же, совместно с Евгением Матвеевым, написан сценарий).

Необыкновенная музыка Евгения Птичкина и песня «Эхо», на стихи Роберта Рождественского, в исполнении Анны Герман, ошеломившая всех. Как и сам фильм – берущий за душу, заставляющий страдать, сопереживать и лить слезы над жуткими, исковерканными проклятой войной судьбами простых советских людей; и испытывать гордость за их мужество, жертвенность, способность горячо, беззаветно любить своих близких, свою родную землю.

Фильм – лидер проката (57,8 млн человек). Государственная премия СССР; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.

Кланяясь низко в ноги всем погибшим и всем выжившим в священной Великой Отечественной войне, будем помнить, молиться и верить, что нашей Родине больше никогда не придется хоронить своих детей!

Это интересно
Это произошло недавно