13.11.2013

Станислав Ростоцкий: трагический мастер отечественного кинематографа и 4 его лучших фильма

Станислав Ростоцкий

Однажды, 15-ти летний паренек пришел к гениальному режиссеру Сергею Эйзенштейну. Он очень просил научить его, искусству снимать фильмы. За это горячо обещал чистить Сергею Михайловичу ботинки, бегать в магазин и мыть посуду. Эйзенштейн долго смеялся и предложил энтузиасту изучить для начала 20 томов «Ругон-Маккары» Золя, русскую классику, музыку Равеля и Дебюсси, японскую литературу, творения импрессионистов и еще много всего.

Занятия и дружба продолжались до самой смерти Эйзенштейна. Мальчика так счастливо попавшего в ученики к великому человеку звали — Станислав Ростоцкий. Он родился 21 апреля 1922 года в городе Рыбинске.

Имея наставником Сергея Эйзенштейна, он просто не мог не стать выдающимся режиссером отечественного кино.

Пройдя войну, получив тяжелейшие ранения, потеряв ногу, и окончив Институт кинематографии, Станислав Иосифович, с первой же своей работой попадает в опалу к властям. Честный, верящий в справедливость художник снимает фильм о сельском хозяйстве, на просмотре которого Сергей Герасимов шепчет ему на ухо: «Стасик, Вы что – самоубийца?».

Лента, абсолютно правдиво, безо всяких прикрас показывает реальное положение колхозов страны. И отправляется на полку, а Ростоцкий под пристальное наблюдение, как контрреволюционер.

Но, тем не менее, властям скоро пришлось оценить могучий талант Станислава Иосифовича. За свои ставшими легендарными, бесконечно обожаемыми всем населением огромной страны фильмами, Народный артист СССР Станислав Ростоцкий награжден Государственными, Ленинскими и Ленинского комсомола премиями, орденами и медалями. Нет ни одной работы Станислава Иосифовича, не отмеченной наградами и премиями кинофестивалей. Два его фильма номинировались на «Оскар», три раза по опросам журнала «Советский экран», его картины были признаны лучшими лентами года. А количество посмотревших их зрителей зашкаливало за предельные цифры. Рекорд в 135 млн человек, купивших билет на фильм «А зори здесь тихие», до сих пор не побит в отечественном кинопрокате.

Давайте сегодня, в день рождения замечательного режиссера, вспомним его лучшие работы, ставшие легендами Российского кино.

«Дело было в Пенькове» (1957 г)

Премия ВКФ, 1959 г. Лидер проката – 30,4 млн зрителей.

Картину изо всех сил ругали чиновники от кино, называя клеветой, даже песню, столь полюбившуюся потом зрителям — «Огней так много золотых на улицах Саратова», называли аморальной. Не может советская девушка полюбить женатого мужчину! Организованная травля так и не смогла остановить поток писем в защиту фильма и он, все-таки, ворвался на широкие экраны. И навсегда покорил своей грустной, человечной историей простодушных советских людей.

«Доживем до понедельника» (1968 г)

Золотой приз МКФ в Москве, 1969 г. Государственная премия СССР, 1970 г. По опросу журнала «Советский экран» был признан лучшей лучшим фильмом года (1969).

Этой работой Станислав Иосифович открыл новое направление в кинематографе – фильмы для юношества. Картина была снята в немыслимые сроки – 3,5 месяца. Говорят, что запрет на нее просто не успел прийти, и она чудом попав на экраны, стала с самых первых показов бомбой всесоюзного масштаба. Посмотрев этот фильм съезд учителей скандировал стоя: «Молодцы!» съемочной группе. За первый же год лента собрала 90 млн зрителей, что было просто невероятным показателем.

«А зори здесь тихие…» (1972)

1 серия

2 серия

Государственная премия СССР, 1975 г. Премия Ленинского комсомола,1974 г. Памятный приз МКФ в Венеции, 1972 г. Представлена на «Оскар» в номинации лучший фильм на иностранном языке, 1973 г. 10-е место по посещаемости фильмов за всю историю проката. По опросу журнала «Советский экран» признан лучшей лентой года (1973).

Громкий, оглушительный успех этого фильма выразился в количестве посмотревших его за год зрителях – 135 млн человек.

Любовь к этой ленте, трагичная и светлая, вошла в сердца советских людей с самого первого появления на экране девичьих лиц в солдатских пилоточках.

Сам Станислав Иосифович говорил, что его вынесла из боя молоденькая девушка Аня, которая не смогла увидеть картину – она к тому времени ослепла. Ростоцкий привез ее на показ и рассказывал, что происходит на экране.

Эта лента – благодарность Ане и таким как она молоденьким девочкам и взрослым женщинам, просто, обычно и не задумываясь, совершавших подвиг.

«Белый Бим черное ухо» (1977)

1 серия

2 серия

Ленинская премия, 1980 г. Большой приз жюри МКФ в Карловых Варах, 1978 г. Представлена на «Оскар» в номинации лучший фильм на иностранном языке, 1979 г. По опросу журнала «Советский экран» признан лучшей лентой года (1978 г).

Белый Бим получил памятник в Воронеже, а американские школьники – обязательное изучение повести «Белый Бим черное ухо».

Пронзительная, добрая картина, где два талантливых человека – Станислав Ростоцкий и Вячеслав Тихонов, связанные многолетней совместной работой над несколькими фильмами и понимающих друг друга с полувзгляда, добились невероятных высот выразительности.

Чиновники не давали работать, три года мучили то разрешая, то снова запрещая съемку. А когда фильм, наконец, вышел на экраны, над горькой судьбой верного Бима плакали не только юные граждане страны Советов, но и их родители. Трудно вообразить, какое количество семей взяли к себе на воспитание щенка породы английский сеттер.

Картину посмотрели 23,1 млн зрителей.

Метки статьи

Похожие записи