Александр Птушко: гениальный сказочник Советского Союза и 6 его лучших фильмов
Когда недосягаемая сейчас в разделе спецэффектов американская киноиндустрия, кроме скачек лихих ковбоев на взмыленных лошадях еще ничего не могла предложить своему зрителю, в Советском Союзе гениальный сказочник уже творил невероятные, фантастические ленты. И мир изумленно глядел на экран. Присуждая ему, конечно, бесконечные награды и одаривая заслуженным восхищением.
Звали сказочника — Александр Лукич Птушко. И он родился 19 апреля 1900 года.
С легкой, волшебной руки Александра Птушко актеры исполняли свои роли в партнерстве с идеально сконструированными куклами, то улетая на небо, то опускаясь на дно морское. Превращаясь, в лебедей, комаров, царевен или говорящую голову. Или значительно уменьшаясь в размерах, становясь человеко-куклами.
Совмещенные, комбинированные съемки и эффекты, щедро присутствующие в каждом кадре, просто поражали и профессионалов, и публику.
В конце 50-х годов, американский продюсер Корман был так впечатлен увиденным, что привез фильмы Александра Лукича в Америку.
«Садко» и «Илья Муромец» шли в американском прокате с большим успехом. А позаимствованные оттуда спецэффекты использовались потом многими кинематографистами Голливуда в своих картинах.
Выдающийся, виртуозный мастер – золотые руки, начавший свою сказочную историю в отечественном кино с создания кукол. Веселый, остроумный, бесконечно придумывающий невероятные трюки кудесник сказочного кино, после своей смерти не оставил последователей. Да и как можно научить гениальности?
Давайте сегодня, в день рождения Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР, первого сказочного режиссера Советского Союза, вспомним самые знаменитые, признанные и отмеченные мировыми наградами работы, которые смотрели и любили миллионы зрителей.
«Новый Гулливер» (1935 г).
Премия 2-го Международного кинофестиваля в Венеции (1934г). Картина побывала в американском прокате и очень нравилась Чарли Чаплину.
Фильм, который считается прорывом в кинематографии. Для него Александр Птушко придумал невероятное количество новых эффектов, специальных приспособлений, комбинированных съемок. Вместе с актерами играли 1500 кукол. При этом с абсолютно живой мимикой, свободными, легкими движениями. И говорили на «кукольном» языке (что тоже было выдумкой Александра Лукича).
«Каменный цветок» (1946 г).
Государственная премия СССР (1946 г); приз 1-го Международного кинофестиваля в Каннах (1946г). Фильм имел ошеломляющий успех – лидер проката (1-е место 1946 года), его посмотрело 23.17 млн зрителей. Лента восстановлена в 1964 году и является Золотым фондом отечественного кинематографа.
Первый цветной полнометражный фильм. Потрясающие декорации, костюмы, талантливые актеры. В каждом фильме Александра Птушко главную женскую роль исполняют самые красивые женщины страны. В этой ленте Хозяйку Медной горы играет великолепная Тамара Макарова.
«Садко» (1952 г).
Приз «Серебряный Лев Святого Марка» на Международном кинофестивале в Венеции. Номинация — Золотой лев (1953 г). Фильм – шедевр. Лидер проката – 27,3 млн зрителей. Был куплен и демонстрировался в США.
В Венеции, на фестивале Сергей Столяров (исполнитель роли Садко), был признан одним из лучших в мире актеров. Любаву Буслаевну сыграла студентка ВГИКа — несравненная Алла Ларионова.
«Илья Муромец» (1956 г).
Первый широкоформатный отечественный фильм. Имел большой успех в американском прокате.
Внесен в книгу рекордов Гиннесса за сцену, в которой одновременно участвуют 104000 человек. Помимо солдат-статистов, в съемках задействовано 11000 лошадей.
Известно, что придуманные для картины спецэффекты были использованы в последствии в работах Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея», Терри Гиллиама «Приключения барона Мюнхаузена».
«Алые паруса» (1961 г).
Романтичный, нежный, ярко красочный фильм. С божественно красивыми Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях. Горячо принят советскими зрителями, лидер проката 1961 года, его посмотрело – 22,3 млн человек.
«Руслан и Людмила» (1972 г, двухсерийный)
Специальная премия жюри на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Салерно (Италия, 1976 г). Лидер проката – 35 млн человек. Пик творчества выдающегося режиссера.
Масштабные батальные сцены, сложнейшие спецэффекты, комбинированные съемки, богатейшие, абсолютно достоверные декорации и костюмы, блестящая игра актеров — делают эту ленту бессмертной. Настоящая чудо-сказка, рассказанная в живых завораживающих картинках, гениальным волшебником.