Новости
Андрей Тарковский: 7 фильмов бесстрашного сталкера
4 апреля день рождения Андрея Тарковского – известного кинорежиссера, творца с большой буквы, фильмы которого вышибают грунт из-под ног простого обывателя, заставляют человека другими глазами взглянуть на искореженную реальность, окружающую его, подталкивают к сопротивлению и нелегкому выбору.
Метафоричность образов и сюжетов его картин будоражит фантазию и приподнимает зрителя над безысходной прозой жизни, позволяя, если не разглядеть свет в конце тоннеля, то хотя бы задуматься, в какую же сторону двигаться. Он один из немногих шестидесятников не поддался эйфории по поводу «оттепели» в СССР, не поверил в то, что закрытая зона может быть так легко уничтожена. В его работах сквозит тема борьбы и ожидания чуда, которое вот-вот должно произойти.
Андрей Тарковский оставил после себя небольшое наследие: всего семь полнометражных фильмов, каждый из которых, однако, достоин места в ряду лучших лент мирового киноискусства.
Особый авторский стиль Тарковского-художника проявился уже в первой его полнометражной режиссерской работе «Иваново детство» (1962 г.). В этом фильме он с горечью рассказывает о войне, о том, как она воспринимается глазами ребенка. Ему удается затронуть глубокие философские проблемы и виртуозно передать внутренние переживания героев. Эта «проба пера» была замечена западной кинематографической общественностью, и фильм получил главный приз на кинофестивале в Венеции – «Золотой Лев».
Фильм «Андрей Рублев» (1966 г.) – следующая работа Тарковского, появился на свет в то время, когда недолгая «оттепель» перетекла в тупой унылый застой, и сразу стал событием в киноискусстве. В нем режиссер предложил свой взгляд на Русь, и на роль художника в обществе, его терзания и душевные муки. История о великом живописце Андрее Рублеве стала яблоком раздора для трех мэтров российского кинематографа – Андрея Михалкова-Кончаловского, Василия Ливанова и Андрея Тарковского, навсегда разругав их. Непривычная форма этого киношедевра раздражала искусствоведов в штатском, поэтому на экраны фильм вышел изрядно отретушированный цензурой, но и в таком виде он вызвал массу эмоций: от восторга, до резкой критики, что не помешало ему войти в сотню лучших фильмов в истории кино.
«Солярис» (1972 г.) представляет собой фантастическую и в то же время философскую притчу, в которой кинорежиссер рассматривает нравственный аспект, в связи с переходом человека на новый уровень познания. Эта картина и посей день входит в число лучших фантастических фильмов.
«Зеркало» (1974 г.) – одна из наиболее противоречивых и сложных картин, созданных мастером, хотя мотивы ее просты. В ней режиссер воплотил образ светлой материнской любви, которая не знает ни временных, ни пространственных границ, свободно перетекая, благодаря памяти, из настоящего в прошлое и обратно.
Особое место в творчестве Тарковского занимает фильм «Сталкер» (1979 г.), снятый по мотивам произведения братьев Стругацких. Эта картина, работа над которой длилась в течение трех лет, три раза переснималась, в силу различных обстоятельств, порой мистических и даже трагических. Она демонстрирует зрителю зрелого мастера. Вслед за Сталкером, Профессором и Писателем он увлекает нас в запретную Зону, где всякое может случиться… Режиссер не стремиться к непознанному во внешнем мире, а пытается проникнуть в тайники человеческих душ. Это последний фильм, снятый ним в России.
В 1983 году в Италии талантливый режиссер снимает фильм «Ностальгия» о судьбе русского эмигранта, о его глубинной связи с родной землей и ее культурой, отрешиться от которой он не может и не хочет. Сразу после этой картины Тарковский повторяет судьбу своего героя: в качестве протеста остается за границей, где получает шанс творить без цензуры.
В Швеции он снял последнюю свою работу – логическое завершение непростого пути, как жизненного, так и творческого, – картину «Жертвоприношение» (1986 г.).