Новости
Интересные факты из жизни актрисы и режиссера Юлии Солнцевой
28 октября 1989 года в Москве, на 89 году жизни, скончалась легенда немого кино, звезда советского кино, талантливый режиссер, чьи работы получили международную известность, и очень красивая женщина Юлия Ипполитовна Солнцева. Муза, бессменный ассистент и помощник, вторая и последняя жена великого советского режиссера и сценариста Александра Довженко.
Юлия родилась в 1901 году в Москве. Ее мама служила в знаменитом магазине «Мюр и Мерилиз», с отцом девочка виделась крайне редко – он рано ушел из семьи и отношения с матерью Юлии почти не поддерживал из-за постоянных скандалов, которые та ему все время устраивала. Юлия на родительские разбирательства старалась внимания не обращать — девочку, а потом и молодую девушку интересовали только книги.
Влюбленная в литературу Юлия поступила на философский факультет Московского университета. Но тут вкусы очень красивой студентки поменялись – она увлеклась театром. Никогда не останавливающаяся перед достижением целей, волевая, решительная Солнцева бросила филологию, чтобы всю оставшуюся жизнь посвятить искусству. И, в 23 года снявшись в первой же своей роли у Якова Протазанова, в получившем оглушительный успех фильме «Аэлита», стала головокружительно знаменитой.
Не влюбиться в гордую, властную, с величественной осанкой и царскими манерами Юлию было просто нельзя! Богиня. Ее обожали Белый, Крученых, Брюсов, Бальмонт.
Но актриса выбрала Довженко. Любила его всю свою жизнь, беззаветно служа великому мастеру и после его скоропостижной, трагической кончины.
Сегодня, в день памяти Юлии Ипполитовны Солнцевой, предлагаем вам ознакомиться с интересными фактами из ее биографии.
Юлия, увлекшись театральным искусством, оставившая университет ради подмосток, так на них никогда и не вышла, хотя и была зачислена сразу после института в студию Камерного театра. Но ее пригласили на пробы в фильм «Аэлита» Протазанова. Предложили роль служанки (инопланетянку должна была играть Елена Гоголева). Как только Протазанов увидел пробы Солнцевой, он был так поражен ее необычайной красотой, что решил отдать роль прекрасной инопланетянки Юлии. И не ошибся. Когда фильм вышел на экраны страны, граждане, чтобы посмотреть на Солнцеву сносили билетные кассы! Огромные черные глаза, загадочная улыбка, высокая экзотическая красавица с фигурой богини привораживала к себе массы.
После выхода фильма «Папиросница от Моссельпрома» звездная слава Солнцевой перелетела через океаны и режиссеры Голливуда пытались заманить актрису к себе.
Но выезжать Юля не захотела и стать заокеанской звездой наотрез отказалась. Жила она скромно и замкнуто, постоянно снимаясь.
Как-то, на картине «Джимми Хиггнс» она заметила, что во время ее сцен появляется человек, и пристально наблюдает как она работает, а затем так же внезапно исчезает. Оказалось – Довженко (был он уже очень знаменит).
Через несколько дней, она, остановившись в холле студии, рассматривала свои фотографии с пробами. Вдруг, кто-то забрал их у Юлии из рук: «Дайте, я посмотрю». Солнцева обернулась. Довженко сосредоточено и быстро просматривал снимки, комментируя: «Это хорошо, а это нехорошо». Просмотрев, так же быстро вернул фотографии актрисе, и исчез.
Еще через несколько дней Солнцева у своих друзей пила вечерний чай. И тут пришел Довженко, невзирая на то, что люди ему были совершенно не знакомы, и никогда он здесь раньше не бывал, Александр Петрович стал доставать из карманов апельсины, с почти детской радостной улыбкой, торжественно пояснив: «Знаете, я принес апельсины». И все засмеялись, захлопотали, усаживая неожиданного гостя. А Довженко сказал Солнцевой: «Я пришел за Вами». Больше они не расставались.
Удивительно, что такая талантливая, гордая, своенравная женщина как Юлия, встретив Александра Петровича добровольно отказалась от своей блистательной карьеры. Она больше не снялась ни в одном фильме, всю себя посвятив мужу. Стала его помощником, сорежиссером, а после его трагической смерти сделала все, чтобы увековечить память о Довженко. Благодаря Юлии, к Довженко после смерти пришло второе признание. Военная драма по его сценарию «Повесть огненных лет», которую сняла Солнцева в 1961 году получила резонанс во всем мире. Награждена призом МКФ в Каннах за лучшую режиссерскую работу.
Во время войны Довженко признали негодным к службе и отправили в тыл. Но он все просился на фронт, хотя бы военным корреспондентом. Ему наконец, разрешили.
На войне Александр Петрович попал в окружение. Сразу же доложили куда надо, что он в плену, с предположением, что вот теперь и Родину предаст (а как же – знаменитый на весь мир режиссер). Солнцеву вызвал Берия, и прикрываясь ситуацией, сначала праведно гневился, а потом грязно домогался. Но получил категорический отказ. И что странно, простил ведь. Даже букетик роз с ящиком продуктов преподнес. А ровно через сутки и Александр Петрович вернулся – худой, замученный, но живой. С уже готовым сценарием про войну: «Теперь... мне ничего не нужно — ни денег, ни квартиры. Я буду писать о страданиях и героизме моего народа».
«Милые такими не бывают» написал о Солнцевой когда-то поэт Асеев. И это абсолютно точно – Юлию Ипполитовну никак было нельзя назвать ни милой, ни симпатичной, ни близкой. Она была царственно-холодной. Немногословной. Не разговаривала – приказывала. Вот как пишет о ней известный актер Валентин Черняк, снимавшийся в одном из фильмов Солнцевой: «… Мне позвонили от Юлии Ипполитовны домой, пригласили на встречу с ней в гостиницу «Украина». Солнцева с порога оглядела меня и приказным тоном сказала: «Разденьтесь, чтобы я увидела ваше тело». Я вяло начал снимать одежду. «Быстрее, и брюки тоже». Со словами, что нужно немного похудеть, меня утвердили… По окончании съемок я по заказу «Новин кiноекрану» написал статью «Десна чарує». Показал Солнцевой. Она прищурилась и спросила: «Так вы журналист или актер?» Я ведь показал специально, рассчитывал, что она даст согласие сделать большой материал о ней, но получил отказ. «О мне написано достаточно, а если не послушаетесь, будете моим личным врагом…».
Всю оставшуюся жизнь после смерти Александра Довженко, Солнцева прожила одна, никого в душу к себе не впуская. И лишь за несколько лет перед смертью, будучи уже совсем старенькой, случайно проговорилась во время съемок фильма «Юлия Солнцева. Последнее интервью», как ей одиноко и больно: «Я плакала утром, много плакала. От одиночества. У меня никого нет, я одна, всем на меня наплевать! Кроме Александра Петровича, у меня никого не было. Уже 35 лет я живу одна.».