Новости
Самые известные экранные образы Михаила Жарова
27 октября 1899 года в Москве родился легендарный Михаил Иванович Жаров – Народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий, Герой Социалистического труда.
18-ти летний Михаил, выходец из простой семьи типографского рабочего и бывшей крепостной крестьянки, заинтересовался театром, и из печатного цеха, куда пошел он по стопам отца, Жаров поступил в труппу Оперного театра Зимина — администратором, где ему стали доверять выходы на сцену в качестве статиста. Молодой человек обладал несомненным талантом комика — даже его безмолвные роли вызывали у публики приступы хохота. Закончив театральную студию, помотавшись лет десять по московским коллективам, в 1938 году Михаил Иванович был приглашен в Государственный академический Малый театр России, и провел на этой прославленной сцене всю свою оставшуюся жизнь, заслуженно войдя в плеяду ярчайших звезд театральных подмосток страны.
Первый дебют в кино состоялся в 1915 году – в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» Жаров сыграл небольшую роль опричника. Потом были фильмы: «Дорога к счастью», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина» и многочисленные другие, где Жаров блистал в коротких появлениях на экране, заслужив репутацию непревзойденного мастера эпизодов.
В 30-е, после выхода картины Экка «Путевка в жизнь», в которой Михаил Иванович сыграл одну из главных ролей — живописного бандита Жигана, к нему пришла слава. Народная любовь, восхищение сопровождали его до последнего дня. Рассказывали, что как-то на юге, во время прогулки, Жаров встретил Сталина. Он непроизвольно попятился в сторону, но Сталин подошел к артисту со словами: «А я Вас знаю!», на что Жаров ответил: «Конечно, меня все знают…». И это правда – уморительного в своих многочисленных образах, обаятельного, выдающегося мастера театра и кино Михаила Ивановича Жарова — знали все!
Мы вспомнили самые известные кинороли неповторимого актера.
«Путевка в жизнь»
Драма Николая Экка по сценарию Александра Столпера (автора сценария и режиссера одного из самых сильных фильмов о войне «Живые и мертвые»).
Послереволюционная разруха, середина 20-х годов прошлого века. Тысячи беспризорников разбрелись по дорогам страны. Молодое советское государство ловит их, распределяет по детским домам, откуда некоторые из них регулярно сбегают и собираются в шайки. Одна такая банда орудует в Москве. Ее главарь — бывалый, отчаянный парень Жиган, в исполнении Михаила Жарова. С бандой справиться не представляется возможным – каждый из ее членов многократно сбегал из детских домов. Остается только путь в тюрьму. Но талантливые педагоги решают попробовать объединить ребят в первую трудовую коммуну. И у них получается. Даже неуправляемый, своенравный Жиган, постепенно станет человеком.
На 1 Международном фестивале в Венеции фильм получил приз, прошел по экранам больше 100 стран и принес известность советскому кинематографу.
«Петр Первый»
Советский историко-биографический фильм по одноименному знаменитому роману Алексея Толстого.
Лента рассказывает о жизни и революционных попытках государственного преобразования великого российского царя Петра Первого. Битвы за расширение границ России, выход к Балтийскому морю, масштабные реформы внутри страны, заговоры, интриги – фильм-эпопея, Золотой фонд отечественного кинематографа. Только желающих сыграть в массовке пришло по газетному объявлению, данному Ленфильмом, 10 тыс человек (из которых отобрали полторы, наиболее подходящих по типажу к петровской эпохе). Жаров в роли Александра Меньшикова – лукавый, плутоватый, готовый на все по любому взмаху бровей царя (в том числе, проворовавшись, получить заслуженных оплеух). И величественен, и трагичен, и смешон одновременно.
Картина была представлена на выставке в Париже, где получила специальный приз; Михаил Жаров за свою роль получил Сталинскую премию.
«Иван Грозный»
Историческая драма, последняя работа Сергея Эйзенштейна, по его же сценарию (который утверждал лично Сталин).
История укрепления российского государства, с сосредоточением всей полноты власти в руках царя Ивана Грозного. Которое он достиг исключительной жестокостью и кровавыми расправами, обрекая себя на тотальное одиночество и ненависть подданных. Фильм охватывает период начального правления Ивана (первые 18 лет) до опричнины, затем ее создание и уничтожение бояр, обвиненных в заговоре. Эйзенштейн снял две серии, третья осталась лишь в сценарии – работа была остановлена после запрета Центральным комитетом ВКП(б) второй серии фильма (за невежество в изображении исторических фактов).
Михаил Жаров сыграл Малюту Скуратова – главного палача, лично пытавшего несчастных «врагов» царя. Хитрый, жестокий, «себе на уме» Малюта, ставший в короткое время правой рукой Грозного.
Первая серия фильма была награждена Сталинской премией.
«Старшая сестра»
Мелодрама Георгия Натансона (снявшего так же знаменитый советский фильм «Еще раз про любовь»), поставленная по пьесе Александра Володина «Моя старшая сестра».
Дмитрий Ухов (Михаил Жаров) воспитывает двух своих племянниц-сирот, которых он взял из детского дома. Он изо всех сил пытается (живописными, вызывающими искренний смех «задушевными» беседами), вдолбить в головы простые истины – нужно хорошо выйти замуж, тогда жизнь можно считать устроенной. Девушки, конечно, дядю Ухова не послушают (а он им даже женихов приличных подсылать будет), пойдут наперекор. Старшая сестра откажется от своей мечты стать актрисой, чтобы помочь младшей. Но ведь от судьбы уйти невозможно – и Надя (Т. Доронина), все равно, придет в театр.
Фильм необыкновенно любим зрителями, в 1966 году стал лидером проката – его посмотрели 22,5 млн человек.
«Деревенский детектив»
Детективная комедия созданная режиссером Иваном Лунским по одноименной повести Виля Липатова.
В СССР не было человека не посмотревшего эту картину, а деревенский участковый Анискин, бесподобно сыгранный Михаилом Жаровым, входит в ряд самых ярких экранных образов отечественного кино. Солидный, степенный, рассудительный, и одновременно с большой хитринкой и юмором деревенский детектив ищет преступника, совершившего дерзкое ограбление – из сельского клуба украли аккордеон! Анискин вездесущ и всезнающ – он видит насквозь каждого из сельчан, распутывая «преступление века» попутно перевоспитывает всех ступивших « на скользкую дорожку» своими мудрыми, «подковыристыми» советами.
Фильм не мог не полюбиться советским гражданам своею задушевностью, добрым юмором и простыми, мелодичными песнями, прозвучавшими с экрана. Стал лидером проката — его посмотрели 25 млн человек.