Новости

4 лучших фильма Динары Асановой

динара2

24 октября 1942 года в городе Фрунзе родилась актриса,  режиссер художественного и документального кино  Динара Асанова.

Закончив ВГИК, своей яркой дебютной работой «Не болит голова у дятла», Динара сразу обратила на себя внимание и зрителей, и профессионалов. Была громкая премьера, резонансный прокат по кинотеатрам страны. И каждая следующая картина непременно становилась событием.

Серьезная, вдумчивая Динара ставила фильмы, которые цепляли за самое живое, бередили души, поднимая вопросы неудобные, связанные с мироощущением советских подростков и проблемами их воспитания. Асанова, так недолго прожившая, немного поставившая, успела открыть для кинематографа Елену Цыплакову, Ольгу Машную, Виктора Приемыхова. Ее фильмы были талантливы, правдивы и грустны. Да и сама Динара, каким-то непостижимым образом носила печать трагичности, будто предчувствуя свой быстрый конец. Динара умерла в 42 года на съемках своего фильма «Незнакомка», оставшегося незавершенным, успев получить признание зрителей и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Государственную премию за сваю выдающуюся картину «Пацаны», где так по-новому открылся удивительный советский сценарист и актер Виктор Приемыхов, Асанова получила посмертно. Вспоминаем сегодня лучшие фильмы режиссера, которая как-то, общаясь со зрителями сказала: «Если у вас после фильма защемит сердце, если, выйдя из зала, вы не сможете сразу переключиться на сторонний разговор, мы будем считать свою задачу выполненной»

 динара1

.

«Не болит голова у дятла»

не болит1

Кажется обычная история, но такая трогательная и светлая о первых осознанных шагах, поступках, первых чувствах подростков в меняющемся мире. В провинциальном городке живет семиклассник Сева Мухин, которого все зовут Мухой. Он настоящий энтузиаст, музыкант – может часами, затаив дыхание, наблюдать за репетицией местного джазового оркестра в клубе, даже через стекло – не улавливая звуков. Муха упорно хочет стать выдающимся барабанщиком, терпя, на пути к мечте, подзатыльники от своего старшего брата-баскетболиста, которому Севины упражнения мешают отдыхать от спортивных трудов, и соседа Стакан-Стаканыча (этот все норовит Мухины барабаны сдать в металлолом).

Есть у подростка и любовь – одноклассница Ира Федорова (первая роль Елены Цеплаковой в кино), очень серьезная и красивая. Сева то ссорится с Иркой, то мирится, и все время ее ревнует к Валерке (знающему все, в том числе «где у кузнечиков уши»). Будет в фильме и некоторое воплощение Севиной мечты, и расставание с Ирой ( ее папу переведут в другой город), и долгий забег Мухи за поездом, увозящим девочку. Фильм-поэма, созданный режиссером-поэтом, по-матерински всматривающимся в подрастающие лица любимых героев.

Ключ без права передачи

ключ

Слоган фильма – строчка из стихотворения Булата Окуджавы: «Давайте говорить друг другу комплименты – Ведь это все любви счастливые моменты». И это главный лейтмотив картины. Она о любви. К своему делу, к людям, в первую очередь к детям.

Отставной военный получает в управление школу – он становится ее директором. И находится в недоумении от царящего в порученном ему заведении суетливого беспорядка. Привыкший к четкости и размеренности Кирилл Алексеевич пытается найти понимание с учителями, учениками, и вдруг, обнаруживается его мощный человеческий талант – он необыкновенно добр, тактичен и способен любить.

Необыкновенно достоверный фильм, с непосредственными, по-настоящему реагирующими на каждое слово детскими лицами. Очевидно, что Асанова любила и умела работать с детьми, хорошо понимала их сердечные порывы,  чувства.

Картину посмотрели 16,5 млн зрителей, она отмечена призами ВКФ за лучшую режиссуру и лучшую актерскую работу (Алексей Петренко). Приз на лучший сценарий (Георгий Полонский) на МКФ в Польше. Премия Ленинского комсомола.

«Пацаны»

пацаны

Автор сценария Юрий Клепиков.

Криминальная драма. Начальник летнего спортивно-трудового лагеря, выпускник института физкультуры (В. Приемыхов), собирает трудных подростков (главного героя он забирает на поруки прямо из зала суда, где тому выносится приговор – два года с отсрочкой). Они едут в лагерь, в котором дети из неблагополучных семей пытаются получить хотя бы временный «отпуск» от своей беспросветной ужасной жизни. Асанова, почти документально показывает отношение таких детей к своим непутевым родителям,  взрослым, к главным вопросам, которые предстоит решить им в своей жизни, их тотальное одиночество и полное бесправие. Фильм заканчивается погоней, в которую пускается весь лагерь, чтобы остановить главного героя – Вову Киреева. Его отец, в угоду своей сожительнице обрил сестру Вовы, и та пыталась отравиться газом. Мальчик убежал, чтобы отомстить.

Картину посмотрели 25 млн человек. Государственная премия СССР Динаре Асановой (посмертно).

«Милый, дорогой, любимый, единственный»

мой дорогой

Сценарий Валерий Приемыхов.

Драма, о том как молодая девушка, украв младенца, пытается вернуть себе, удержать навсегда любимого человека. Асанова, рассматривает тщательным образом известную, избитую «истину», про то, что любовь всегда права. Ставит психологический эксперимент, выясняя, до какого уровня безнравственности в своих поступках можно дойти, ради, казалось бы, святого чувства. Режиссер проводит свою героиню через ряд сложных ситуаций, закрутив сюжет в захватывающий дух историю, так, что следя за событиями на экране, даже некогда дать умом оценку происходящему – только сердцем.

Блестящие актерские работы Ольги Машной, Валерия Приемыхова.

Фильм увидели 12 млн человек.

моро

Это интересно
Это произошло недавно