Новости
Любопытные факты из жизни монаха-расстриги Илиодора (Труфанова)
19 октября 1880 года в станице Мариинской Войска Донского родился Сергей Михайлович Труфанов – личность не менее знаменитая в свое время чем Григорий Распутин.
Потомственный казак, закончивший Санкт-Петербургскую духовную академию, постригся в монахи, приняв имя Илиодор. Но обладая скандальным, крайне неуравновешенным характером, с большой долей отчаянного авантюризма, молодой монах Илиодор не ограничился спасением своей души, и как только его определили в Почаевскую лавру, начал спасать всех от всего – крестьян от угнетателей, Россйскую Империю от евреев и других иноверцев, перемежая эксцентрические проповеди с душераздирающими призывами к погромам в черносотенной прессе.
Синод от греха подальше отправил Илиодора в Царицын, запретив ему сомнительную литературную деятельность. Но получилось еще хуже – вошедший в раж священнослужитель собрал вокруг себя толпы безумствующих поклонников и стал местным поволжским идолом. Слава воинствующего Илиодора Поволжьем не ограничилась – расползлась по всей стране. Прослыл он изгонятелем бесов, целителем страждущих и спасителем крестьян. Справиться с ним не мог никто – любую власть Илиодор презирал априори. К 1912 году замучившийся, регулярно лежащий в обмороке от выходок Илиодора Синод лишает его священного сана, монашеского звания, своим постановлением о расстрижении. На что тот отвечает заявлением о своем отречении от веры в православную церковь.
Предлагаем вам ознакомиться с любопытнейшими фактами из богатой на события биографии монаха-расстриги.
— Илиодор ни разу не подчинился ни одному постановлению Синода. Ему запрещали служить, но он все равно совершал Божественную литургию, предписывали переезд в Минск – не поехал; в один из монастырей Тульской епархии – после двухдневного протеста в окружении поклонников на улицах Царицина монах, нехотя до монастыря доехал, но быстро оттуда сбежал – словом жечь в тихом мужском монастыре было некого, что вызывало тоску и скуку у деятельного Илиодора. Тогда Синод придумал заточить непокорного в отдаленный монастырь Флорищеву пустынь (Владимирская епархия), чтобы прекратить бурную Илидорову проповедь, но нет – остановить монаха, познавшего поклонение толпы было невозможно. Пришлось лишать сана.
— Неугомонный Илиодор совал свой нос везде: он менял расписание волжских пароходов, бегал по ночам в публичные дома с внезапными облавами, чтобы утром пропечатать в газете кого он там и с кем застал.
— Не любил интеллигентов – если на улице ему попадался прохожий в очках и с портфелем, Илиодор мазал ему лицо малярной кистью. Кстати, той же краской пользовались и его сторонники, всякий раз, когда приходило предписание от Синода выслать Илиодора в какой-либо монастырь. Они раскрашивали несмывающейся краской рожи всех царских приставов (предварительно разгромив участки).
— После отлучения Илиодор в своей родной станице Мариинская попытался организовать новый культ – «Солнце и разум». Сам ничего необычного выдумать не мог, поэтому за основу взял учение Льва Толстого. А ведь совсем недавно заставлял прихожан плевать на портрет графа, называя его «безбожником», «развратителем» и «главным врагом всего русского народа».
— Историки считают, что Илиодор фигура еще более одиозная, чем Распутин. В этом есть логика – Илиодор собирал вокруг себя многотысячные толпы обожателей, готовых крушить все на своем пути, взбодренные душевным словом кумира — во время его паломничества в 1911 году по поволжским городам в окружении поклонников совершались самые настоящие погромы, буйства, избиения (даже случайных прохожих колотили просто так, без причины). Распутин же тихо ходил по царским покоям и приличным домам высокопоставленных вельмож, избегая общения с народными массами.
— Илиодор первое время делал вид что с Распутиным дружит – обзаводился влиятельными связями. По благословению могущественного друга заложил в Царицине Свято-Духов монастырь. Но потом бегал за «старцем» с ножницами, решив лишить его мужского достоинства (борясь таким образом с распутством Григория), и устраивал на него покушения. После одного из них, Распутин чудом выжил – Илиодор подослал к нему полусумасшедшую Хионию Гусеву, его горячую поклонницу, и та ударила «презренного Гришку» ножом в живот.
— Понимая, что за покушение обязательно накажут, Илиодор смылся за границу. И сильно томился там в бездействии, пока к власти не пришли большевики. Вот тут уж расстрига разгулялся – приехал устанавливать на Дону советскую власть. С чего начал? Конечно, с расстрелов священнослужителей.
— Любовь с большевиками у Илиодора не сложилась. Он собирался создать православный Ватикан, скромно отводя себе роль Папы. Но у большевиков, понятно, что планы были другие. Пришлось расстриге опять драпать за границу, на этот раз навсегда.
— Закончил свою звездную карьеру распорядитель Поволжья, примеряющий ослепительные одежды православного Папы в Нью-Йорке – швейцаром в одной из третьеразрядных гостиниц.