Новости
Интересные факты из творческой жизни Эдмонда Кеосаяна
9 октября родился известный режиссер, работы которого не были похожи не только на творения других режиссеров, но даже на свои предыдущие. Эдмонд Кеосаян – великий мастер кино, имевший незаурядный талант и умевший быстро менять тематику работ, легко переходя от картины с погонями к грустной камерной комедии.
Но во всех фильмах этого замечательного режиссера была все-таки одна общая черта – доброта. Все картины Эдмонда Кеосаяна были пронизаны этим чувством, будь то комедия, погони или драма.
Удивительно, знаменитый режиссер умел так подобрать актеров и типажи, что даже самый последний мерзавец покорял своим обаянием, но не вызывал смешение чувств. Именно поэтому его работы имели и имеют до сих пор огромную популярность у зрителей всех возрастов.
Эдмонд Гарегинович был уникальным человеком в плане работоспособности, он заряжал своей энергией и верой в положительный результат всех вокруг. С ним интересно было работать, за ним интересно было наблюдать. Имея поразительную способность из ничего делать шедевр, Кеосаян также имел способность по ходу работы попадать в различные истории. Мы предлагаем вспомнить интересные факты из творческой жизни режиссера и его замечательных фильмов.
Надо сразу оговориться, что настоящая фамилия Эдмонда не Кеосаян, а Кесаян. Букву «о» добавили ему в паспортном столе, когда будущий режиссер получал документ.
Чтобы поступить во ВГИК Эдмонд поступил в Московский экономический институт. После школы Кеосаян пытался выучиться на актера, «штурмуя» ВГИК. Но его не принимали из-за якобы армянского акцента. Тогда будущая звезда режиссуры поступил в экономический институт, чтобы учась там, пробовать поступить во ВГИК. Однако его попытки не увенчались успехом, и тогда упорный студент поступил в желанное учебное заведение, только на режиссерский факультет.
Кеосаян получил престижные международные кинопремии еще студентом: Гран-при «Золотая нимфа» на МКФ в Монте-Карло за фильм-курсовую работу «Лестница», 1962, Гран-при Евровидения на МКФ в Канне, 1963 за фильм «Три часа дороги».
В своей мелодраматической комедии «Стряпуха» Кеосаян открыл кинематографическому миру будущих звезд: Светлану Светличную и Владимира Высоцкого.
Кадр из фильма «Стряпуха»
Знаменитый фильм «Неуловимые мстители» Эдмонд Гарегинович снял по указанию Хрущева. В 1962 году по советским экранам с успехом прошла известная лента «Великолепная семерка», и генсек принял решение, что в Советском Союзе тоже должны выпускаться приключенческо-патриотические фильмы. Чтобы выполнить указание, ЦК комсомола выбрало произведение П. Бляхина «Красные дьяволята», уже экранизированное в 1923 году режиссером И. Перестиани, и поручило Кеосаяну создать фильм. Знаменитый режиссер создал «Неуловимые мстители» так, что Госкино потом дало указание на съемки еще двух картин, являющихся продолжением первого фильма: «Новые приключения неуловимых» и «Корона российской империи».
Кадр из фильма «Неуловимые мстители»
Режиссер внес множество изменений в первоначальный сценарий «Неуловимых…». В книге действуют три героя – Мишка, Дунька и китаец. У Кеосаяна Мишка превратился в Даньку, Дунька в его сестру Ксанку, китаец (а в первом фильме – негр) из-за сложных отношений с Китаем в цыгана. Кроме этого Эдмонд добавил четвертого героя – интеллигента в очках Валерку, тем самым подчеркивая единение интеллигенции и пролетариата.
Фильм «Новые приключения неуловимых»
Кеосаян сам придумывал трюки, музыкальные номера и писал тексты песен для фильма «Неуловимые мстители». Перед режиссером стояла задача создания динамичной приключенческой сказки. Для этого нужны были необычные трюки и специалисты, могущие их исполнить. А песню белокурой Жези Эдмонд Гарегинович написал на прикроватной тумбочке ночью.
Кадр из фильма «Неуловимые мстители»
Знаменитый режиссер стимулировал актера подрасти на 7 см за короткий срок. Самой сложной задачей было найти подходящих исполнителей главных ролей для приключенческой ленты «Неуловимые мстители». Ведь они должны были быть подростками.
Для Даньки актер был найден еще до написания сценария. Собственно, этот образ создавался специально для молодого актера Вити Косых, уже успевшего сняться в нескольких фильмах. Его герой Иночкин из полюбившегося зрителям фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» стал популярным.
Виктор Косых в трилогии «Неуловимые мстители»
На роль Валерки-гимназиста Косых предложил своего друга Михаила Метелкина. Однако его маленький рост не устроил режиссера. Тогда Миша стал в больших количествах кушать морковь со сметаной и за три месяца прибавил в росте семь сантиметров!
Михаил Метелкин в трилогии «Неуловимые мстители»
Кеосаян хотел снять в «Неуловимых…» «обнаженку». На роль Ксанки нужна была очень спортивная девушка. У Вали Курдюковой были достижения в спортивной гимнастике – кандидат в мастера спорта, поэтому ее утвердили. Режиссер первоначально хотел , чтобы Ксанка считалась мальчиком, а во время купания в реке «показать», что это девочка. Но, поразмышляв, Кеосаян решил, что ему это вряд ли позволит идеологическое начальство.
Валентина Курдюкова в трилогии «Неуловимые мстители»
Знаменитый режиссер посылал ложные телеграммы, чтобы снять опасный трюк. В сцене проезда героев на машине через стеклянную витрину аптеки нужна была скорость. Но техник по безопасности разрешал ехать не более 25 км/ч. Тогда Эдмонд «организовал» для него телеграмму из Москвы, в которой говорилось, что его жена прилетает в Симферополь. Техник уехал со съемочной площадки, располагавшейся в Ялте, и находчивый режиссер получил возможность снять опасный эпизод.
Кеосаян помог актеру «отмазаться» от армиии. Во время съемок «Неуловимых мстителей» известному режиссеру пришлось срочно устраивать Метелкина, исполняющего роль Валерки, в институт, чтобы его не забрали в армию. Актер подал документы на экономический, хотя математики практически не знал. Он писал на листке бессмысленные цифры, а Кеосаян тем временем подкараулил экзаменатора в туалете и попросил, наблюдая за ним сверху из соседней кабинки: «Товарищ, у меня там поступает один из героев фильма «Неуловимые мстители», он ничего не знает, поставьте ему пятерку». Преподавателю, чтобы «снять наблюдение сверху», пришлось согласиться. Зайдя в аудиторию, экзаменатор взял у актера листок, посмотрел и сказал: «Какое оригинальное решение. Пять!».
Кадр из фильма «Новые приключения неуловимых»
Фильм «Мужчины» знаменитый режиссер снял, собираясь «петь песни». После выхода на экраны последнего фильма о мстителях критики начали писать о нем отрицательные отзывы. Кеосаян очень переживал и решил уехать в Армению, купить дом, жить «среди любящих меня сородичей, беседовать, проводить вечера, петь с ними народные песни».
Но долго «петь песни» ему не дали. От председателя Госкино Армении поступило предложение снять армянское кино. И Кеосаян снял.
Фильм «Мужчины» получился добрым, трогательным и ироничным, открывшим новую страницу творчества режиссера.
Кеосаян заставил идти снег. Когда картина «Мужчины» была почти готова, осталось снять лишь сцены со снегом, которого в октябре не дождешься. Он выпадает в Ереване в конце декабря. Но Эдмонд был настроен решительно – нужен снег! И однажды утром съемочная группа увидела, что весь Ереван засыпан снегом. Срочно были проведены съемки, а через пару часов снег растаял. Участники съемок шутили: «Хорошо, что режиссеру не понадобилось наводнение».
Знаменитый создатель фильмов очень быстро двигался. Когда его сын Давид снимал документальный фильм о режиссерской профессии, то вставил в него те моменты, на которых его отец проводит съемку фильма. При просмотре ему было сделано замечание, что здесь ускорять движения режиссера не надо. Но Давид и не ускорял. Эдмонд Гарегинович так быстро двигался на самом деле. Актер Фрунзик Мкртчян как-то сказал ему: «На тебя надо дружеский шарж сделать: с одной горы кричишь «ау!», а на другой уже стоишь и слушаешь свой же крик!»
Кеосаян снял о своей сибирской ссылке фильм. Семья Кесаян в 1915 году уехала в Сибирь, где отца Эдмонда расстреляли в 37-ом, как бывшего офицера царской армии. Приютила их в далеком Алтайском крае в деревне Вознесение простая русская женщина баба Нюра, сама имевшая троих детей.
Автобиографическая картина знаменитого режиссера «Вознесение», ставшая последней в его великолепном творчестве, рассказывает именно об этой деревушке и о русской женщине бабе Нюре, спасшей армянскую семью от голодной смерти.
Кадр из фильма «Вознесение»
Замечательный режиссер хотел снять еще много фильмов и об Армении, и о ее национальных героях, и просто о людях. Но не успел... А жаль, зрители с удовольствием бы вновь и вновь смотрели приключения, комедии и драмы, одинаково превосходно получавшиеся у мастера режиссуры Эдмонда Кеосаяна.