Новости

Самые яркие экранные образы Верико Анджапаридзе

6 октября, в Кутаиси родилась Народная артистка СССР, дважды  лауреат Сталинской премии, Герой социалистического труда, гениальная актриса  Верико Анджапаридзе. В 1992 году, по решению редакционного совета энциклопедии «Who is who» (Лондон) вошедшая в десятку выдающихся актрис ХХ века.

Вся творческая биография Верико Ивлиановны связана с грузинским театром. Познакомившись в 1928 году с основоположником театрального искусства Грузии К. А. Марджанишвили, Верико Анджапаридзе всю свою жизнь посвятила его театру, работая и как актриса, и как режиссер, художественный руководитель, став сподвижницей и лучшей представительницей школы великого Котэ. Она сама при жизни стала классиком грузинской сцены, отдав ей 70 лет(!) из прожитых 90!

Красивая, сильная, могучая духом, властная, обладающая саркастическим умом Верико вошла в историю культуры своими мощными сценическими образами  — Офелия и Юдифь, Дездемона и Лариса Огудалова, Клеопатра и Мария Стюарт – ни в чем ей не было равных. Анджапаридзе совершенно справедливо называли грузинской Комиссаржевской. А Немирович-Данченко, увидев ее в роли Маргариты, в спектакле «Дама с камелиями», прослезился и сказал:  «Наконец-то на старости лет я тебя увидел. Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники».

Великая Верико от всей души не любила кинематограф,  ей казалось диким играть в пустой глаз камеры, не имея душевного контакта со зрительным залом. Тем не менее, когда упрашивали близкие люди, она, нехотя, соглашалась. В основном это были фильмы ее мужа – М. Э. Чаурели (их дочь – выдающаяся грузинская актриса Софико Чаурели). Всего 37 ролей в кино. Но каких! Каждое появление Верико в кадре – событие, подарок потомкам.

Давайте, сегодня вспомним самые яркие образы в кино, оставленные нам фантастической, неподражаемой легендой грузинского театра Верико Анджапаридзе.

«Георгий Саакадзе»

Историческая драма режиссера Михаила Чаурели по роману А. Антоновской «Великий Моурави» о видном государственном деятеле Грузии 17 века Георгии Саакадзе.

Грузия раздроблена на мелкие феодальные княжества. Сильные Турция и Иран только выжидают удобного момента, чтобы захватить вожделенные земли. Наконец, османские войска вторгаются на грузинскую землю. Во главе народного войска встает полководец Георгий Саакадзе (Верико Анджапаридзе играет его жену – Русудан).

Турки заманены в узкое горное ущелье, Сурамская битва выиграна. Саакадзе под покровительством царя Лаурсаба II пытается обустроить границы грузинского государства. Его жена Русудан, гордая и сильная, под стать Саакадзе предостерегает мужа, зная коварство соплеменников. И не ошибается – воины советника царя нападают ночью на замок и Георгию с семьей приходится бежать в Персию. Любящей, верной княгине Русудан придется пережить изгнание, возвращение на Родину вместе с чужеземным войском, и страшное поражение, которое приведет к большой трагедии.

кн1

«Отарова вдова»

Драма режиссера Михаила Чаурели по одноименной повести И. Чавчавадзе.

Трагическая история о матери, теряющей своего сына.

Вдова крестьянина Отара (Верико Анджапаридзе) сама вырастила сына после смерти мужа. Они живут в горной деревушке (в фильме подробно показаны природа и быт дореволюционного грузинского села). Юноша влюбляется в местную княжну. Чтобы видеть ее хотя бы изредка, нанимается батраком в поместье. И трагически погибает. Вдова – женщина с несгибаемым характером, безусловный авторитет среди сельчан, пережить смерть сына не может – она ломает ее. Мать, потерявшая смысл жизни умирает на могиле своего сыночка. Тем более больно и страшно смотреть пронзающую сердце игру великой актрисы, зная, что и сама Верико потеряла уже взрослого сына.

Фильм наминировался на главный приз МКФ в Венеции «Золотой лев».

вдова

«Кето и Котэ»

котэ

Музыкальная комедия по мотивам грузинской пьесы А. Цагарели «Ханума».

Богатый купец возмечтал стать аристократом. Возможности поменять свидетельство о рождении нет, зато есть вариант породниться – выдать замуж свою дочь Кето за обнищавшего (старого и порочного) князя Палавандишвили. Девушке не повезло, потому что она любит племянника князя – поэта Котэ, который бегает к ней на свидания под видом учителя. С помощью мудрой свахи, подмен, хитростей и ловушек, Кето, все-таки, выйдет замуж не за  престарелого аристократа, а за молодого и красивого Котэ, которого она любит. Верико Анджапаридзе в роли княгини, никак не понимающей что происходит, но пытающейся, с многозначительным видом, разобраться во всех интригах. Очень красива, элегантна, с тонким юмором и самоиронией филигранно плетет рисунок своей искорометной роли.

Фильм – лидер проката (свыше 22 млн зрителей).

котэ1

«Легенда о Сурамской крепости»

Драма Сергея Параджанова и Додо Абашидзе, посвященная воинам всех времен. До мельчайших нюансов прорисован каждый кадр картины – художественные достоинства фильма поразительны. Костюмы, природа, декорации, лица и существование актеров на экране – все сплетается в одну яркую трагическую мелодию – гимн отдавшим жизнь  за свое Отечество.

Древняя грузинская легенда о строительстве мощной, нерушимой крепости в Сураме (находится у подножья Лихского хребта, делящего Грузию на западную и восточную часть).  Всякий раз, как только стены были сложены до крыши крепость рушилась. И тогда обратились к гадалке.

Грандиозна гадалка в исполнении Верико Анджапаридзе с пробирающим до дрожи взглядом внимательных глаз, по предсказанию которой в стены крепости будет замурован самый прекрасный юноша.

«Покаяние»

Драма, притча Тенгиза Абуладзе, ставшая откровением в отечественном кинематографе и явлением в культурной жизни СССР. Третий в трилогии «Мольба», «Древо желания».

После похорон видного грузинского деятеля его тело находят в саду у дома  сына усопшего. После повторных похорон, тело снова оказывается в саду. Это продолжается каждый день. Поймали с поличным местную жительницу Кетеван, которая на суде рассказывает страшную историю своей семьи – знаковую для многих поколений советских людей. По вине вождя репрессированы и расстреляны родители, сама Кетеван пошла восьми лет от роду по миру. Судьи тупы и безразличны – они на стороне сына преступника – власть теперь сосредоточена в его руках. Он уже никого не убивает – непокорные лечатся в психушке. Неожиданно, встает внук вождя и кается за своего деда, отца, с мольбой о прощении. Завершающий аккорд в притче, призывающей власть к покаянию за зверства учиненные над собственным народом поставила гениальная актриса Верико Анджапаридзе, в сдавливающем горло от беззащитности, образе старенькой странницы, сказавшей главную фразу фильма: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?».

Картина награждена шестью премиями «Ника», тремя призами Каннского фестиваля, номинировалась на премию «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.

Это интересно