Новости

5 лучших фильмов Бастера Китона

Великий актер и режиссер, один из величайших комиков немого кино, никогда не улыбавшийся в кадре и получивший за это прозвища «Человек с каменным лицом», «Комик без улыбки». Все это о Бастере Китоне, американском артисте, родившимся 4 октября 1895 года.

Вообще-то настоящее имя мировой звезды кинематографа Джозеф Фрэнк Китон, а прозвище «Бастер» дал ему великий Гарри Гудини, после того, как шестимесячный Джозеф скатился с лестницы и не получил ни одной царапины (buster с англ. – удалец).

Родители будущего комика выступали вместе с Гудини, а в три года к ним присоединился и Бастер. Конечно, использование детского труда было запрещено и тогда, но мать мальчика решила, что лучше он будет с ними на сцене, чем попадет в какую-нибудь критическую ситуацию. Этому послужили происшествия, случившиеся с малышом подряд: он раздробил себе сустав на пальце, засунув руку в отжим; ему на голову упал кирпич; его из окна вытянул смерч, перенес через улицу и опустил на землю. Надо ли удивляться, что после всего этого мать Бастера решила обезопасить сына пребыванием на сцене.

Выступления с родителями во многом определили судьбу будущего великого артиста. Именно то, что отец запретил сыну улыбаться во время шоу, когда тот проделывал смешные номера (тогда зрители смеялись сильнее), и сделало своеобразный знаменитый «товарный знак» Бастера Китона – «комик без улыбки».

В кино Китон пришел в 1917 году, полюбив его сразу и навсегда. Сначала актер снимался у популярного в то время Роско Арбакла, а с 1920 года начал снимать сам. За восемь следующих лет Бастер выпустил на экраны свои лучшие киноработы, среди которых признанные шедевры: «Шерлок-младший», «Навигатор», «Генерал».

Работая над картиной Китон был режиссером, сценаристом, актером, постановщиком трюков и их исполнителем. О своей работе блистательный артист потом рассказывал в многочисленных интервью. Предлагаем вспомнить лучшие фильмы Бастера Китона, о работе над которыми он рассказывает.

«Я никогда специально не задумывался над тем, чтобы отличаться от других. Будь собой — этого достаточно».

И этого действительно оказалось достаточно. Для него. Выпустив свой первый фильм «Одна неделя», Бастер Китон сразу стал популярным, как и его картина.

китонКадр из фильма «Одна неделя» 

«Чуть ли не всю историю за меня рассказывало моё тело. Я просто поворачивался, шёл куда-нибудь, а вы уже понимали, счастлив я или взбешён, или… Мне не приходилось заботиться о лице, я обходился языком движений».

Так звезда немого кино рассказывал журналисту Роберту Франклину о своей работе. Это подтверждается гениальной игрой актера в сцене «Примерка шляпы».

«Идея, будто бы нужно шутить, добиваться смеха в каждой сцене... Я давно от неё отказался. Начинаешь что-то выжимать из себя, лезть вон из кожи. Это неестественно. Например, в  каждой второй сцене «Генерала» — больше трагического, нежели смешного».

Так Бастер Китон говорил о своем знаменитом фильме «Генерал», который до сих пор считается шедевром и входит в десятку лучших мировых кинолент.

китонКадр из фильма «Генерал»

Многие гэги придумывались в этой картине «на ходу», как впрочем, и во всех работах Китона. Например, в сцене у топки поезда героиня должна была отбросить в сторону полено, из которого выпал сучок, как негодное. Но актриса Мэрион Мэк, исполнявшая роль, подумала, что зрителю будет непонятно, и вместо полена подняла щепочку и бросила в огонь – вроде бы «подкинула дров». Китон тут же подхватил ее идею, подбежал и подал ей тоненькую лучинку, чтобы удостоверится, на столько ли тупа героиня. Актриса тоже бросила ее в топку. Бастер был доволен и чмокнул Мэк в щеку.  видеоролик на английском языке

«В сущности, делать комедию — то же самое, что валять дурака: чем серьёзнее вы себя при этом ведёте, тем смешнее получится».

Этот принцип великий комик использовал во всех своих фильмах. Явно он прослеживается и в знаменитой ленте «Шерлок-младший». Здесь Китон применил также фокус мгновенного переноса из одного пейзажа в другой, когда подряд было устроено несколько фонов.

Вообще звездный режиссер любил все сцены проводить «в живую»:

«Я не так уж часто прибегал к спецэффектам. Я старался воссоздавать иллюзию в реальности». Это можно увидеть в фильме «Пугало».

Мастер режиссуры применял множественную экспозицию при съемке, когда кадр разбивается на части, соответствующий кусок линзы закрывается и каждая часть снимается отдельно. Это было придумано раньше, но Китон довел ее до совершенства. Он соорудил квадратный черный непроницаемый ящик, куда помещалась камера. Ручка камеры выводилась наружу через специальное отверстие. Впереди располагались справа налево 9 заслонок. Одну заслонку открывали, снимали нужную часть, закрывали, прокручивали фильм назад, открывали следующую. Так Китон смог добиться эффекта множественного нахождения одного персонажа в кадре.

Бастер приказал своей команде хранить тайну этого способа съемки. И они сохранили. Голливуд перестал делать попытки разгадать трюк, и никто даже не попытался его повторить.

«Я ужас как много витал в облаках; в своих картинах – сплошь и рядом грезил наяву. В какие только сказочные дали не увлекала меня фантазия!»

По утверждению сценариста Клайда Брукмана, работавшего у Китона, знаменитый режиссер большинство историй для картин придумывал сам, как и сам делал прекрасные широкие панорамные кадры, дальние и крупные планы, придумывал новые ракурсы. Эти ракурсы были заранее рассчитаны и помогали достоверно рассказывать историю без звука и с малым количеством титров.

Впоследствии журналист Стадс Теркель вспомнил в разговоре с Китоном о дружеском споре между ним и Чаплиным: у кого меньше будет в фильме субтитров. Бастер ответил: «Кажется, Чаплин выиграл. В его картине был двадцать один титр, а у меня — двадцать три. Это на полуторачасовой фильм. И обратите внимание: в среднем тогда в одном фильме использовали двести сорок титров. Это было в порядке вещей. А мой максимум — пятьдесят шесть». Это ли не великий артист?! Его знаменитый фильм «Навигатор» полностью это подтверждает.

И, напоследок, несколько его замечательных наблюдений:

«Хохот зрителей в записи — это такая пакость. Не могу ничего смотреть, когда он звучит за кадром».

«Я ухитрялся зарабатывать даже в самой бесперспективной стране на свете – России. Дело в том, что русские покупали фильмы в Берлинском обменном фонде. Вернее, брали напрокат на одну неделю, чтобы крутить в Москве, а за это время успевали сделать сколько угодно копий, которые потом уже рассылали по всей стране. А вы получали пять тысяч долларов за недельный прокат».

«Думай медленно, действуй быстро».

«Я думаю, что прожил очень счастливую жизнь. Возможно потому, что я никогда не ждал, что получу от жизни так много, и когда судьба начала меня бить, это не стало неожиданностью. Я всегда знал, что жизнь есть жизнь, она раздает апперкоты всем — заслуженно и незаслуженно», — Бастер Китон.

китон

Это интересно
Это произошло недавно