Новости
Самые известные киноленты по сценариям Евгения Габриловича
С ним работали знаменитые режиссеры, он писал сценарии к фильмам о Ленине, его книгами до сих пор зачитываются миллионы читателей.
Замечательный русский советский писатель, драматург и сценарист Евгений Иосифович Габрилович родился 29 сентября 1899 года, чтобы прожив почти целую эпоху, точно и достоверно рассказать нам о ней, без лишних идеологических штампов и ложного возвеличивания.
Удивительно, но будущий известный сценарист пришел в кино из джаз-банды Валентина Парнаха, куда молодого человека пригласили, услышав его игру на рояле. Дело в том, что Евгения Иосифовича, как любого ребенка из нормальной семьи того времени, обучали музыке. И в начале 20-х годов Габрилович работал тапером и играл модные фокстроты на вечеринках. Вот на одной из них и оценил виртуозную игру молодого пианиста создатель «российского джаза» Парнах.
Параллельно с участием в джаз-банде Евгений Иосифович начал писательскую карьеру, выпустив, как прозаик и публицист, несколько книг.
В начале 30-х годов молодого автора пригласили делать надписи для немого кино на фабрике «Культурфильм». Уже тогда Габрилович смог почувствовать все величие, которое ожидает это «новорожденное» искусство – кинематограф. Близкие и друзья просили вернуться к написанию книг, но Евгений Иосифович уже не мог. Как он сам рассказывал: «Что-то удивительное, странное, непостижимое открывалось мне в этом младенческом искусстве, мерещились какие-то неясные, сбивчивые и нераскрытые пути. Какое отношение ко всему этому имел я, литератор? Почему так сильно и остро касалось это меня?».
Когда появилось звуковое кино, Габрилович решил попробовать писать сценарии, что с успехом и делал практически на всем протяжении своей творческой карьеры драматурга и сценариста. Мы подобрали для вас самые известные кинофильмы, снятые по замечательным сценариям знаменитого писателя.
Самым первым сценарием, превратившимся в кинофильм, стала работа над лентой Ю. Райзмана «Последняя ночь». Два друга, режиссер и сценарист, сделали фильм, сразу завоевавший популярность зрителей.
В нем рассказывается о событиях исторической ночи с 24 на 25 октября 1917 года, которые перевернули строй, мир, жизнь всех россиян и каждого в отдельности.
Два любящих сердца: дочь фабриканта и сын рабочего, вынуждены будут расстаться этой ночью, чтобы одному погибнуть на баррикадах, а второй стать ненужной ни одному из противоборствующих строев, и от этого потерявшей стержень жизни.
Габрилович и Райзман очень точно показали не историческое событие, а каждого человека в этом событии, проследили его изменения и жизненные позиции.
Фильм «Последняя ночь»
Следующий сценарий Габрилович пишет вместе со знаменитым советским режиссером Михаилом Роммом к фильму «Мечта».
Маленький город на западной окраине, скудная, урезанная жизнь, ежедневная невидимая, но ожесточенная борьба за существование, которая кипела за стеклами доходных домов и в номерах убыточных гостиниц с громкими названиями.
Здесь Габрилович и Ромм показывают отдельно каждого персонажа, которые оттеняют друг друга, и, оставаясь индивидуальными, соединяются в единый социальный портрет.
Великолепна игра актеров, занятых в этом фильме: Плятт, Раневская, не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Ромм считал этот фильм одним из лучших своих фильмов.
Фильм «Мечта»
Картина «Машенька» вновь соединила таланты Райзмана и Габриловича, чтобы создать замечательный фильм, вышедший в военные годы и так нужный в то время, благодаря всепобеждающей любви, воспетой в этой ленте.
Машенька, простая советская девушка, силой своего любящего сердца смогла вернуть в нормальную жизнь забулдыгу-шофера Алешку, перевернуть его представление о счастье, любви, душе и жизни.
Фильм не только о борьбе за личное счастье, но и за счастье всей страны. Через судьбы героев проходит судьба Родины тех лет, всех советских людей.
Фильм «Машенька»
В военные годы Габрилович пишет замечательный сценарий для знаменитого фильма «Два бойца» режиссера Л. Лукова.
Как вспоминал сам автор, текст приходилось записывать в спешке, потому что скоро нужно было уезжать на фронт, а сценарий должен был быть отправлен в Ташкент, на студию. Написав все, Евгений Иосифович даже не перечитал, некогда было, а только вложил в пакет с готовой работой записку для режиссера: «Знаю, что плохо, простите». А уже через год, в 1943, на фронте везде звучали знаменитые песни «Шаланды» и «Темная ночь».
Два друга, два бойца проносят глубокие и преданные отношения дружбы через все перипетии военных дней, оптимистично веря в светлое завтра, и поддерживая друг друга в тяжелые минуты. А если вспомнить, что главные роли исполнили такие знаменитости, как Борис Андреев и Марк Бернес, то станет понятна огромная популярность этой картины и в наши дни.
Все знают замечательный роман В. Каверина «Два капитана» и, наверняка, не раз смотрели ее многосерийную экранизацию с великолепным Борисом Токаревым в главной роли.
Но до этого фильма в 1955 году был снят другой, сценарий к которому написал знаменитый писатель Габрилович в соавторстве с Кавериным. И эта лента была первой экранизацией великолепного романа, в которой заняты не менее известные мастера кино: Александр Михайлов, Татьяна Пельтцер, Евгений Лебедев, Бруно Фрейндлих и другие. Здесь же дебютировала Лидия Федосеева-Шукшина.
В этом же 1955 году на большие экраны вышел знаменитый фильм «Овод» с Олегом Стриженовым в главной роли. Сценарий был написан Габриловичем уже без соавторства.
Герои одноименного романа Войнич ожили на экране, чтобы с новой силой воевать с несправедливостью и злом, пробуждать патриотические чувства, воспитывать стойкость и мужество.
Великолепно сыгранный Стриженовым главный герой поражает своей порывистостью, чистотой помыслов и в то же время юношеской застенчивостью и аристократической скромностью. А его глаза, неподвижно смотрящие в даль светлую, словно видящие там ту хрустальную мечту, за которую боролся, и счастливую улыбку победителя за мгновение до гибели зрители запоминают навсегда.
Фильм «Убийство на улице Данте» был поставлен по сценарию Габриловича в соавторстве с режиссером М. Роммом.
И опять эти замечательные сценаристы остались верны себе. Они показывают ужас фашизма и его идеологии через судьбы определенных людей.
Актриса Катрин Лантье вынуждена скрываться от немцев, но ее сын оказывается, завербован противником, и это приносит много бед разным людям и самой Катрин.
Фильм «Убийство на улице Данте»
Картина, несущая мысль о невозможности уйти от зла, не оградив себя и своих детей от пагубной философии, актуальна и сегодня, может быть даже сильнее, чем во времена ее выхода на экраны.
Хочется отметить, что в фильме снялись такие замечательные актеры, как Ростислав Плятт, Петр Глебов, Георгий Вицин, а для Евгении Козыревой, Михаила Козакова, Валентина Гафта и Иннокентия Смоктуновского эта лента стала дебютной.
Фильм «Убийство на улице Данте»
Дружба Габриловича и Райзмана давала великолепные результаты совместного творчества, одним из которых стал фильм «Коммунист», имевший большой успех.
Эта лента была удивительным сочетанием прозы и поэзии жизни, выдавшим два отлично сделанных образа – обыкновенного рядового коммуниста Губанова, которого блистательно сыграл Е. Урбанский и Фокина, «вылепленного» актером Е. Шутовым. Своеобразность этого фильма заключалась в том, что авторы не побоялись соединить в сюжете «малые» события с великим пафосом.
Коммунисту Губанову не удалось поскакать на коне, размахивая шашкой, он был простым зав. складом на стройке электростанции. И ездил он не «рубить» беляков, а добывать гвозди. И любовь у него была не возвышенной и красивой, а трудной и непонятной к чужой жене. Но поступки главного героя не отличаются самоотверженностью и честностью от поступков героев войны, как и его помыслы.
Фильм «Коммунист»
Фильм «В огне брода нет» дал начало плодотворному сотрудничеству сценариста Габриловича с режиссером Глебом Панфиловым.
Их первая работа поражает открытостью, простотой и сложностью одновременно. Главная героиня в исполнении Инны Чуриковой – простая полуграмотная санитарка поезда, вместившая в своем сердце огромную любовь не только к бойцу, но и к земле, небу, лесам, полям, людям, всему миру. И это не смотря на кровь, гарь, угар военных дней, на стоны и смерти, на взрывы и пули. Она несет в себе эту любовь, противопоставляя ее ужасам войны. И эта любовь побеждает, потому, что она прекрасна, она греет, она освещает и зовет за собой.
И вновь замечательная работа двух маэстро Габриловича и Панфилова выливается в знаменитый фильм «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли.
Паша Строганова – простая фабричная девчонка, живущая «как все», но имеющая внутри ясный добрый огонь, который разгорается при смене «направления ветра», когда ее приглашают сняться в роли Жанны Д’Арк. И героиня преображается. Нет, она не меняется, она выпускает на свет те прекрасные ростки души, что были спрятаны за обыденностью существования.
Прекрасное сотрудничество получилось у Евгения Габриловича с известным режиссером Ильей Авербахом. Снятый по его сценарию фильм «Монолог», с Михаилом Глузским в главной роли, стал очень популярным и приобрел своих поклонников.
Благодаря размеренности и четкости повествования получилась замечательная работа, которую можно отнести к элитарному искусству.
Показан обыкновенный интеллигент в возрасте, живущий в придуманном им городе, наполненным дорогими его сердцу миражами, которые постоянно обновляются, перекочевывая из дня прожитого, от чего прошлое расширяется, а пространство будущего неумолимо становится меньше. Главное, этому профессору не надо никуда ездить, чтобы побывать в том прекрасном городе. И что самое интересное, разворачивающиеся события вызывают сопереживание, делают этого профессора с его нелепыми фантазиями, бестолковым семейством и конченой жизнью несравненно родным, близким и понятным каждому зрителю.
Фильм «Монолог»
Евгений Габрилович в соавторстве с С. Розеном написал замечательный сценарий для фильма Г. Натансона «Повторная свадьба».
Замечательные актеры А. Миронов, И. Калиновская, Б. Брондуков, И. Костолевский, Л. Куравлев, В. Сафонов создали на экране незабываемые образы, вызывавшие в те времена неподдельные чувства радости, обиды, возмущения и даже гнева.
Главный герой женат и счастлив. Но вот встречает на улице девушку и уходит к ней. Однако вскоре возвращается…
В фильме нет полутонов. Черное – черное, белое – белое. Сейчас принципы, взгляды и ценности сместились, и то, что в картине показывается со знаком минус, в сегодняшней жизни стало почти обыденным. Или все же только «почти», а на самом деле черное осталось черным и белое – белым?
Фильм «Повторная свадьба»
В последней работе с Райзманом Евгений Иосифович выступил сценаристом в одном лице. Картина «Странная женщина» несет в себе глубокие и необходимые каждому человеку мысли.
Главная героиня довольно успешна в своей профессии адвоката. Но она понимает, что живет не своей жизнью и, чтобы исправить это, бросает работу, оставляет семью, и уезжает в провинциальный городок, чтобы помогать тем, кто действительно в ней нуждается. А потом приходит настоящая, чистая и вечная любовь.
В фильме много мудрых и ясных мыслей о любви, о женщине и ее предназначении, о настоящих отношениях и чувствах, которые написал замечательный сценарист, а воплотили на экране великолепные актеры Ирина Купченко и Василий Лановой.
Фильм «Странная женщина»
И один из самых последних фильмов, снятый по сценарию замечательного профессионала «сценарного слова» Евгения Габриловича в соавторстве с режиссером ленты В. Григорьевым, на наш взгляд, незаслуженно забытый – «Полет птицы».
В картине рассказывается о женщине-актрисе, красивой и талантливой, имевшей преданного и любящего мужа, но «скитавшейся» в поисках любви. Однако находила она лишь разочарование и вновь возвращалась к мужу. А однажды не вернулась…
Великолепный актерский состав: Елена Яковлева, Родион Нахапетов, Олег Ефремов, Юрий Богатырев, Всеволод Шиловский точно передали то настроение, мысли и чувства, которые хотел сказать автор повести «Платок на стене», по мотивам которой снят фильм, Евгений Габрилович.
Фильм «Полет птицы»