Новости

6 самых лучших фильмов режиссера Виктора Трегубовича

21 сентября в возрасте 57 лет, во время хирургической операции на руке, неожиданно, умер советский кинорежиссер, сценарист, Народный артист СССР, художественный руководитель киностудии «Ленфильм» Виктор Трегубович – создатель одного из самых лучших фильмов о Великой Отечественной войне, до сих пор обожаемом всеми российскими людьми «На войне как на войне». Сибиряк, всю жизнь объяснявшийся в любви своей малой Родине, ученик М. Ромма, выпустивший первую картину на экраны в 1965 году («Знойный июль») умел просто и проникновенно разговаривать со своими зрителями, даже о самых страшных событиях и поступках. Рассказывая вдумчиво, без пафоса и фальши, имея четкие нравственные позиции, странным образом никогда не скатывался на путь поучений и назойливой морализации, приглашая по-доброму, вместе, разобраться в сложнейших вопросах.  Очевидно, что Виктор Иванович любил своих героев, своих актеров, зрителей – любил своих соотечественников и свою страну. Всего 15 фильмов оставил нам Виктор Трегубович, лучшие ленты, безусловно, входят в Золотой Фонд советского кинематографа. Давайте, сегодня их вспомним.

«На войне как на войне» Такой правдивый, искренний, «тихий», фильм о войне, проникающий в самые глубины души, вызывая постоянное сопереживание каждому кадру, мог снять только великий художник. Он сам писал сценарий, практически ничего не изменив в одноименной книге фронтовика Виктора Александровича Курочкина, который, кажется, описал сам себя – он так же как и главный герой картины сразу после училища был назначен командиром самоходки.

Непутевый младший лейтенант Малешкин, на первый взгляд, слишком молодой и нелепый, бесподобно сыгранный Михаилом Кононовым, то пытается наладить дисциплину среди экипажа, то, подумав, что чрезмерно строг, спешит извиниться перед бойцами намного старше его по возрасту, (удивительно подобранный актерский ансамбль, может быть лучший «квартет» в истории отечественного кино: О. Борисов, В. Павлов, Ф. Одиноков плюс, конечно, М. Кононов). С экипажем Малешкина постоянно что-то происходит – то боевая граната окажется в кабине машины, то неисправность, в момент, когда все танки уже выдвинулись на марш-бросок. В фильме показаны всего несколько дней войны, заканчивающиеся битвой за деревню Соколовка. И непутевый Малешкин буднично, просто, безо всякой помпезности, совершает Подвиг. И становится очевидным, то он настоящий герой, и все – герои, и все – правда. Картина посвящена воинам 3-й гвардейской танковой армии маршала Рыбалко.

«Даурия» Приключенческая драма о гражданской войне и любви, по одноименному историческому роману Константина Седых. Глухая Забайкальская деревенька, поселение казаков. Живописные места, нетронутая, первозданная природа. Молодой Роман Улыбин (Виталий Соломин) очень любит Дашутку (Светлана Головина) и уговаривает отца (Петр Шолохонов) сосватать его. Но на сваху денег нет. Дашутку выдают за более богатого жениха, гуляет свадьба и несчастный Роман, в отчаянии, мажет дегтем ворота любимой. За что насмерть ругается с отцом, для которого честь – не пустой звук – он не хочет краснеть перед односельчанами.

Роман уходит из дома,  идет гражданская война, и нужно выбирать – с кем ты. Верящий в справедливость Роман становится красным командиром. Пока он воюет, в его родной станице происходят страшные события, заканчивающиеся смертью отца. Когда красный командир Улыбин возвращается в село, отец его уже не встречает – предстоят похороны. И возмездие. Фильм-эпопея. Для съемок специально под Нарвой построили казачью деревню, где и прожили актеры 2 года, пока создавалась картина. Занимает 37-е место по посещаемости среди советских фильмов – 49,6 млн зрителей.

«Старые стены» Мелодрама, по сценарию Анатолия Гребнева. Удивительные Людмила Гурченко (директор ткацкой фабрики, имеющая взрослую дочь) и Армэн Джигарханян (бывший летчик), играющие двух немолодых людей, повстречавшихся случайно в санатории на отдыхе и пытающихся решить — что же делать теперь со вспыхнувшим сильным чувством. Как всегда у Трегубова – тихий, неспешный разговор о самом главном – любви, человеческих судьбах. Создатели необыкновенной, лирической картины,  в которую гармонично вплетена тема любви к своему делу, долг по отношению к окружающим людям, были награждены  Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — Анатолий Гребнев (сценарий), Людмила Гурченко (главная роль), Эдуард Розовский (оператор), Виктор Трегубович (режиссер). Фильм посмотрели 14,2 млн человек.

«Уходя – уходи» Кинокомедия по мотивам повести «Из жизни Дмитрия Сулина» Леонида Теера. Сценарий писали Виктор Мережко и Виктор Трегубович. Мягкий, нерешительный мямля – бухгалтер Виктор Сулин (Виктор Павлов), по наказу жены идет на рынок продавать импортные женские сапоги, случайно доставшиеся его Алисе по талонам на работе. Виктор очень боится своего начальника – ему даже сон один и тот же снится, как он пытается у коровы надоить молока, но кружку перехватывает Семен Семенович, на что Виктор просыпается весь в слезах. И вот ведь ужас – на рынке, с сапогами в руке, встречает бухгалтер своего начальника. Теперь сапоги больше чем по госцене продать никак нельзя — в спекуляции обвинить могут. Начинается фейерверк анекдотичных событий, в которых принимают участие лучшие отечественные артисты: Николай Рыбников, Людмила Гурченко, Наталья Гундарева, Наталья Андрейченко, Игорь Дмитриев и др.

«Трижды про любовь» Прекрасная, романтичная мелодрама, где лирический конец истории совсем не похож на «хэппи-энд», оставляет в душе светлое грустное чувство. Сценарий Будимира Метальникова. Фильм про любовь. Про три любви.

Из армии приходит в родное село весельчак и балагур, красавец, колхозный шофер Василий (С. Проханов). Невеста Нюрка его не дождалась, загуляла, теперь собирается прощения просить, но Василий прощать Нюрку ни за что не хочет. В Василия давно, с самого детства влюблена бригадирская дочь Вера (М. Трегубович), которая Василия лет на 10 моложе, совсем еще девчонка, но сердцу ведь не прикажешь!

Как-то Василий, пытаясь рассмешить новенькую библиотекаршу Лену (М. Левтова), вдруг открывает для себя, что она похожа на печальную принцессу, и влюбляется в нее. Меняется, заботится о Лене и ее маленькой дочке, превращается в мужчину. Но взрослая, серьезная Лена не может ответить ему взаимностью. Приезжает муж, чтобы забрать ее. Нужно прощаться навсегда. В отчаянии, Василий садится в лодку, чтобы плыть к Нюрке – потому что не может в одиночку справиться с этой болью, но его останавливает Вера и горячо рассказывает о своем многолетнем чувстве. Три, не могущие закончиться счастливо, любови. Почему же мы всегда любим тех, кто не любит нас?

«Прохиндиада, или Бег на месте» Трагикомедия по сценарию Анатолия Гребнева. Дефицит. В магазинах ничего нет, нельзя вздохнуть без знакомств, все решают связи: «ты — мне, я – тебе». Милый, дружелюбный Сан Саныч Любомудров (А. Калягин) талантливый организатор любых дел – он может все! У него много так называемых  друзей, которые в обмен на услугу всегда готовы помочь. Бедному Любомудрову некогда, он очень занят – устраивает всевозможные мелкие и крупные дела, утрясает ситуации. На работе вместо него присутствует пиджак (для отвода глаз), кстати, тут начинаются первые неприятности – новый начальник всеобщих принципов «помощи» принять не хочет – у него совсем другие взгляды на жизнь, что Сан Санычу просто дико. Вторая неприятность – дочь Марина (Т. Дягилева) – тоже не понимает, для кого папа так старается (забыв спросить Марину – нужно ли ей это), отказывается выходить замуж за приятного, выбранного папой жениха, прямо накануне торжественного бракосочетания, когда уже и банкетный зал проплачен. Что делать? Наверное, забегавшемуся герою, все-таки, придется остановится, и немного подумать о себе.

Это интересно