Новости
Сергей Довлатов: 3 произведения, которые должен прочитать каждый
Знаменитый русский писатель и журналист Сергей Донатович Довлатов умер 24 августа 1990 году. Умер в эмиграции, в США, куда уехал в конце 70-х.
Не смотря на то, что жил и работал последние годы он в дали от родины, в России его любят и ценят до сих пор. Он один из самых известных писателей советской эпохи.
А ведь умер Довлатов очень рано – ему было всего 48 лет. И тем не менее его произведения сегодня читают в школах и вузах, а имя знает каждый образованный человек.
Сегодня мы предлагаем вам вспомнить лучшие произведения писателя, вошедшие в золотой фонд русской литературы и оказавшие влияние не на одно поколение читателей.
Сергей Довлатов родился в эвакуации в Уфе, но вскоре вернулся вместе со своими родителями в Ленинград. Там он учился в школе, а затем в университете, откуда, впрочем, был вскоре отчислен за неуспеваемость.
После отчисления последовали три года армии. Довлатов служил во внутренних войсках и охранял исправительные колонии в Республике Коми. Именно там, в армии, писатель с лихвой набрал материала для своего первого громкого произведения под названием «Зона».
Может показаться странным, но в рассказах(а именно из цикла рассказов состоит это произведение) описаны не ужасы жизни в колонии и не злобные зеки. Нет, в рассказах Довлатова обычные люди, его сослуживцы и подчиненные: те, с кем он жил целых три года.
Уже тогда проявился талант писателя – он умел мастерски изображать характер человека живого, реального. Он писал без лишнего пафоса, не делая своего героя слишком злым или слишком добрым. Все участники его рассказов – обычные люди, со своими характерами, проблемами, убеждениями.
Здесь же раскрылась и особенность творчества Довлатова – реалистичность и документальность, свойственная скорее журналистским текстам, нежели литературе.
Именно этот синтез журналистики-литературы в последствие вскоре сделает его известным на всю страну, а затем и за ее пределами.
После университета Довлатов работал журналистом, писал сначала в ленинградских газетах, а затем переехал в Эстонию. Именно там он написал свой знаменитый «Копромисс».
Это также сборник произведений, написанных Довлатовых в 70-х годах, в годы работы в эстонской газете «Советская Эстония». Сборник состоит из 12 небольших новелл.
Необычность новелл(помимо «несоветского» содержания) заключается в небольшой газетной преамбуле, которая якобы демонстрирует отрывки из статей, написанных Довлатовым. А в тексте произведения читатель узнает как именно писалась эта статья.
Конечно, написание связано с разнообразными событиями: смешными, неожиданными, абсурдными. Также, как и в «Зоне», прекрасно прописаны персонажи – коллеги Довлатова по работе.
Но помимо интересного захватывающего и смешного сюжета, сквозь строки сквозит безрадостная «советская» подоплека.
Жизнь в Союзе вовсе не представляется Довлатову безоблачной – и это очевидно. Сквозь характеры его героев и события, с ними происходящие, можно легко увидеть недовольство общественным строем, зашоренность советских чиновников и абсурдность царящих правил и законов.
Неудивительно, что книги Довлатова долгое время были под запретом – их начали печатать лишь после распада страны. Впервые сборники своих произведений Довлатов издал заграницей.
Самым известным и любимым у многих произведением Сергея Донатовича считается повесть «Заповедник».
Сам жанр – уже довольно нестандартный для писателя, который в основном специализировался на рассказал и небольших зарисовках. Необычно и наличие главного персонажа – советского интеллектуала Бориса Алиханова. Обычно Довлатов не использовал вымышленных фамилий. Впрочем, прототипом героя выступает, разумеется, сам автор.
Сюжет повести прост и незамысловат – главный герой устраивается на лето экскурсоводом в Пушкинский музей, который находится в родном селе поэта – Михайловском.
И снова необычные зарисовки обычной жизни, забавные ситуации, самобытные характеры персонажей. И снова унылые реалии советской действительности, закостенелое руководство музея и чуть ли не силой навязываемая любовь к «великому советскому поэту».
Видимо, это произведение стало апогеем нелюбви Довлатова к советскому строю. Повесть была закончена в 1978 году, и тогда же писатель навсегда покинул страну.
Окончательный вариант произведения, как и все другие его творения, увидели свет уже в Нью-Йорке, в начале 80-х годов.