23.08.2013

Лучшие роли в кино советской актрисы Вии Артмане

"

21 августа 1929 год, в небольшом поселке Кайве, в Латвии,  в крестьянской семье, родилась Вия Артмане – известная актриса театра и кино, Народная артистка СССР, Герой социалистического труда, воплотившая на экране плеяду великолепных женских образов.

Красивые, сильные, достойные героини Артмане, которых ей приходилось играть были  очень похожи на саму Вию Францевну – она всегда отличалась обостренным чувством справедливости. Еще в детские годы, выполняя обязанности пастуха, Вия твердо решила стать адвокатом: «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых» (отец очень рано умер и мама, оставшаяся с маленькой дочкой на руках вынуждена была с утра до вечера выполнять поденную работу, а Вия присматривала за коровой – она и была ее лучшей подругой). Но со временем передумала – оказалось что театр ей, все-таки, нравится больше.

Окончив драматическую студию при художественном академическом театре Яна Райниса Вия здесь же и осталась, отдав прославленной сцене ровно 50 лет своей творческой жизни.

Конечно, Артмане актриса классического репертуара – статная, величественная внешность, плавное, спокойное достоинство, хорошая старая актерская школа. В родном театре Вия переиграла всех самых известных классических героинь – от Джульетты Шекспира до Елизаветы Ф. Брукнера.

Не менее успешна и судьба Артмане в кино. Правда здесь Вии Францевне повезло больше и режиссеры с радостью снимали ее в разноплановых ролях.

Давайте сегодня вспомним самые лучшие образы в кино актрисы, которую преданно любили все советские зрители.

 

«Родная кровь»

Мелодрама  Михаила Ершова по одноименной повести Федора Кнорре.

Во время Великой Отечественной войны в короткий отпуск после госпиталя домой едет танкист Владимир Федотов (Евгений Матвеев) и по дороге знакомится с паромщицей Соней (Вия Артмане), одинокой матерью троих детей. Короткая встреча рождает сильное чувство и после Победы Федотов возвращается к Соне и детям, считая их своей семьей.

Героиня Артмане Соня – искренняя, чистая, сильная, с милым, напевным акцентом, непоколебимой нравственной позицией так понравилась жителям СССР, что чувство восхищения, глубокого почтения к Вии Артмане навсегда осталось в сердцах советских зрителей.

Матвеев побаивался серьезную гордую жительницу Прибалтики, пока не стал с ней обсуждать латышскую литературу, музыку, театр, вся холодность Вии немедленно улетучилась и на площадке установилось доверительные, человеческие отношения.

После выхода картины на экран (ее посмотрели 34, 5 млн зрителей), Артмане пришлось переживать всесоюзную громкую славу (а в Латвии она стала национальной гордостью).

 

«Никто не хотел умирать»

Драма режиссера Витаутаса Жалакявиюса, по его же сценарию. Фильм, ставший большим событием в СССР.

После Победы на гитлеровцами устанавливается советская власть в Латвии, но не все ей рады. В лесах прячутся бандиты. В одной из деревень убит уже пятый за год председатель поселкового совета. Сыновья председателя Локиса решают отомстить за смерть отца банде Домового. Они идут к бывшему «лесному брату» Вайткусу (Донатас Банионис), попавшему недавно под амнистию, уверенные что тот хорошо знает где прячется Домовой с соратниками, заодно заставляют возглавить его поселковый совет.

Артмане играет Ону – возлюбленную Вайткуса. Сам режиссер говорил, что это был в его жизни единственный раз, когда все понимали друг друга с полуслова. Снимали в заповеднике, в лесу, недалеко от польской границы. Вия Артмане сначала сниматься не хотела, но ее уговорили и она прилетела с только что родившейся дочкой, через много лет в своей книге актриса писала: «В картине много событий, персонажей. Но любовь — сильнее смерти. А партнёрство с Банионисом не забывается. Такой работой редко одаряет нас жизнь». Настоящая, безоглядная страсть, сыгранная выдающимися актерами, прорывала экран, захватывая в завораживающий плен весь зрительный зал. С картины «Никто не хотел умирать в СССР началась эра литовского кино. Это был первый фильм, из впущенных в союзных республиках, который победил в конкурсе как лучший фильм года по опросу журнала «Советский экран». Лидер проката – 22, 8 млн зрителей.

 

«Эдгар и Кристина»

Мелодрама Леонида Лейманиса по произведениям латышского драматурга Рудольфа Блауманиса «В огне» и «В трясине».

В середине XIX века, в замке барона живут конюх Эдгар (Улдис Путицис) и служанка Кристина (Вия Артмане). Они с детства любят друг друга. Нежная, кроткая, изящная как принцесса из волшебной сказки Кристина и буйный, отчаянный, грубоватый, но честный Эдгар. Он не нравится управляющему замка и тот все время наговаривает на конюха хозяину-барону. Наконец, Эдгара выгоняют. И мать Кристины заставляет ее принять предложение руки богатого соседа. Кристина страдает, но ослушаться не смеет. Идет под венец. Но прямо в церкви, увидев непереносимый, страдающий взгляд своего любимого, набирается мужества и бежит к Эдварду, чтобы никогда с ним больше не расстаться.

Лидер проката –  фильм посмотрели 26,6 человек. Вия Артмане получила премию на КФ в Ленинграде за лучшую женскую роль.

 

«Театр»

Драма Яниса Стрейча, экранизация одноименного романа Сомерсета Моэма. Музыка Маэстро Раймонда Паулса.

Вия Артмане играет театральную звезду Лондона Джулию Ламберт. Муж Джулии — успешный режиссер Майкл Госселин (Гунар Цилинский), который целую вечность состоит с ней в законном браке. Он же является и директором их общего театра. У Джулии взрослый сын, влиятельные друзья и молодой, глупый, но очень красивый любовник — нищий бухгалтер Том Феннел (Ивар Каныньш). Став тщеславному молодому человеку чем-то вроде лотерейного билета, впустив его в лондонское богемное и даже аристократическое общество, Джулия оказывается героиней салонных анекдотов. Репутация испорчена. К тому же вчерашний клерк, благодаря стареющей звезде, чувствующий себя полусветским львом, заводит роман с бездарностью Эвис Крайтон (Майя Эглите) – молоденькой актриской театра Джулии и Майкла. Да и сам Майкл не прочь приударить за вдруг возомнившей себя восходящей театральной звездой Крайтон. Это – удар! Придется Джулии срочно расставить всех по надлежащим им местам: вырвать из сердца предателя Феннела, пожурить Майкла, страшно отомстить сопернице, наконец, восстановить пошатнувшуюся в последнее время репутацию.

Блестящая Артмане – величественная и, одновременно, по-девчоночьи непосредственная, наивная в своем запоздалом чувстве и, вдруг, иезуитски хитрая в планах отмщения, и все это великолепие замешано на очевидной симпатии не без ощутимой доли юмора к своей героине.

 

 

 

Метки статьи

Похожие записи