19.10.2013

Лучшие режиссерские работы Николая Губенко

17 августа 1941 года в катакомбах города Одессы, во время бомбежки родился Народный артист СССР, режиссер, актер, сценарист и общественный деятель, последний министр культуры СССР Николай Николаевич Губенко.

Его отец, служивший в авиации погиб на фронте, а маму, главного конструктора одного из одесских заводов, повесили фашисты, за отказ сотрудничать с оккупантами.

Николай Губенко рос в детском доме. И увлекался театром. После школы поехал в Москву, поступил во Всесоюзный институт кинематографии на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После института был приглашен Юрием Любимовым в только что организованный театр на Таганке, сразу став лидером труппы и ведущим актером.

Успешно снимался в кино: «Они сражались за Родину», «Директор», «Прошу слова», «Мальчик и девочка», «Дворянское гнездо» — всего 26 ярких, запоминающихся ролей.

По просьбе коллектива театра на Таганке, после вынужденного отъезда за рубеж Юрия Любимова Николай Губенко стал руководителем Таганки. Когда Любимов вернулся, труппа разделилась и часть коллектива (решившая не допустить приватизации театра, предпринятой Любимовым, предвидя увольнения актеров), возглавляемая Губенко образовала «Содружество актеров Таганки», заняв новое здание театра. Часть труппы, осталась в старом помещении вместе с Юрием Любимовым. При этом именно Губенко два года уговаривал каждого по отдельности членов политбюро пустить Любимова в страну и вернуть ему гражданство.

С 1972 года, после завершения обучения на режиссерском факультете ВГИКа Губенко снимает кинофильмы (и пишет к ним сам сценарии).  Давайте сегодня, поздравляя Николая Николаевича с днем рождения вспомним его лучшие режиссерские работы.

 

«Пришел солдат с фронта»

Военная драма. Сценарий Губенко писал совместно с Василием Шукшиным.

Страшная судьба искалеченной войной деревни. Весна 1945-го года. С фронта вернулся безрукий солдат Николай Егоров, бывший учитель и принес весть о победе своим односельчанам. Накрыли столы, собрав все что только было съестного и радовались, а потом стали горько плакать, вспоминая погибших. И камера долго, крупным планом рассматривает своих героев. Пронзительные, страдающие глаза , выразительные лица людей переживших ад.

Жена Егорова убита. От дома осталась только печная труба и все село разрушено, беда во всех домах. Но нужно выжить. Собрать мужество, волю, душевные силы и жить, чтобы помочь детям, старикам, женщинам.

Главную роль Николая Егорова, взвалившего на плечи тяжелый труд восстановления родной деревни, ставшего директором колхоза, играет сам Николай Губенко.

Дебют молодого режиссера (1972 год) был отмечен Премией Ленинского комсомола, Государственной премией имени братьев Васильевых.

 

«Подранки»

Фильм – шедевр. Пронзающий, заставляющий плакать, улыбаться, сопереживать, одна из лучших отечественных лент. О подростках, потерявших родителей, воспитывающихся после войны в детском доме.

Писатель Алексей Бартенев (Юозас Будрайтис) возвращается в город, где провел детство. Родители Алексея погибли во время войны. Его и двух братьев определили в детдом (один становится карьеристом, а второй уголовником). Память вновь возвращает писателя в трудные, но счастливые годы детства.

В фильме потрясающе играют дети. На роль Вали Гандина, после продолжительных поисков Губенко взял девочку – Зою Евсееву, потому что понял: ни у кого нет таких глаз, никто лучше не сможет. И оказался прав – глаза Вали, выражающие крайнюю, безграничную степень горя, забыть нельзя. Писателя Бартенева в детстве играл Алексей Черствов – его нашли в детском доме.

В картине Губенко сам снялся в роли физрука Григория Криворучко (прошедшего войну, горевшего в боевой машине танкиста, нервного, воспитывающего подзатыльниками, человека, которого не понимают взрослые, но прощают подростки по своей чистоте души) и снял лучших отечественных актеров – Евгения Евстигнеева, Буркова, Быкова, Гундареву, Закаридзе, Болотову, Калягина, каждое появление которых на экране в этом фильме западает в душу.

Фильм участвовал в основной программе МКФ в Каннах. Награжден Главным призом Всесоюзного кинофестиваля; Призом «Золотая гроздь» на МКФ в Сантарене. Картину увидели 20, 3 млн зрителей.

 

«Из жизни отдыхающих»

На фоне поздней осени, на Крымском курорте, в одном из средненьких домов отдыха, с пестрым контингентом отдыхающих, зарождается трепетное, нежное чувство между двумя немолодыми людьми Алексеем Сергеевичем (Регимантас Адомайтис – озвучивает Губенко) и Надеждой Андреевной (Жанна Болотова). Замкнутые, уже смирившиеся с одиночеством люди, вдруг, раскрываются на встречу друг другу в попытке отогреться, найти родственную душу и может быть стать састливыми.

А вокруг идет привычная пансионатская жизнь – бесконечные разговоры о процедурах полезных здоровью, рассказы на бытовые темы и мелкий флирт, туманное побережье, моросящий с утра до вечера дождь и уставший виртуоз массовик-затейник Лисюткин, в исполнении Ролана Быкова (одна из его лучших ролей). Фонтан выдумки, энергии и беззаветной преданности искусству (на доступном массовику уровне). И другие живописные персонажи: повар-«диломат» Георгия Буркова, простой грубоватый строитель Анатолия Солоницина, бывшая петербургская дворянка Тамары Якобсон и провинциальная дама Марии Виноградовой – простые, милые люди с юмором и любовью воплощенные создателями трогательного, доброго нестареющего фильма. Волшебная музыка Исаака Шварца.

 

«И жизнь, и слезы, и любовь»

Сценарий писал Николай Губенко. Драма.

В дом престарелых приходит новый главный врач Варвара Волошина (Жанна Болотова). Наталкивается на недоверие стариков и неприязнь персонала во главе с директором-бюрократом Федотом Федотовичем (К. Желдин). И пытается поменять протекающее размеренно и упорядоченно согласно утвержденному расписанию, тоскливое существование обитателей дома.

Чутко, нежно, очень осторожно обращается режиссер Николай Губенко с хрупким миром проживших жизнь людей, в силу обстоятельств вынужденных закончить свои дни в государственном учреждении. Тихий мир, наполненный любовью, воспоминаниями, трогательными аллегориями,  рассказ о старости, о том, как маленькая отважная женщина поможет преодолеть пожилым людям горькое, страшное чувство своей никому ненужности.

При том, что в сюжете полное отсутствие событий – все выстроено на разговорах, воспоминаниях, смотрится фильм на одном дыхании, оставляя неизгладимое, светлое впечатление.

 

 

 

 

Метки статьи

Похожие записи