Новости

Лучшие фильмы по пьесам советского драматурга Александра Вампилова

17 августа 1972 года, ровно за два дня до своего тридцатипятилетия, на озере Байкал, у истока Ангары трагически погиб талантливый советский драматург, прозаик, публицист Александр Вампилов – перевернулась моторная лодка. У места гибели, на берегу озера недалеко от поселка Листвянка писателю, чьи произведения изданы на 20-ти языках, установили памятник.

Александра Вампилова называют последним русским драматургом. Своим творчеством он во времена тихие, застойные призывал современников не допустить в жизнь равнодушие, отсутствие нравственных основ — «зиловщину» (термин предложенный другом и сокурсником Александра Вампилова – Валентином Распутиным по имени одного из героев пьесы Александра Валентиновича «Утиная охота»).

Вампилов первый, кто ярко нарисовал героя социалистического общества времен застоя – разочаровавшегося во всем, завравшегося в первую очередь самому себе человека. И, в противовес образам потерянных мужчин, как прекрасны, чисты и достойны «вампиловские женщины»!

Пьесы Александра Валентиновича идут уже много десятилетий во всех театрах страны. Во дворе Московской  «Табакерки», в Иркутске перед зданием Драматического театра и еще в нескольких городах ему установлены памятники.

По пьесам Вампилова снято 15 фильмов. Первый вышел на экраны через три года после его смерти. Тогда же зрители узнали и полюбили выдающегося, уже погибшего драматурга. Давайте сегодня, в день памяти Александра Вампилова, вспомним лучшие из них.

«Старший сын»

К моменту выхода на экраны мелодрамы выдающегося мастера советского кинематографа Виталия Мельникова, пьеса «Старший сын» одновременно  шла в 44 театрах страны.

Фильм — шедевр, в главных ролях мегазвезды страны — Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова, Наталья Егорова.

Два случайно познакомившихся молодых человека  Владимир (Караченцев) и Семен по прозвущу «Сильва» (Боярский) опаздывают на электричку (они поехали провожать девушек и вышли за ними на станции, в надежде что те пригласят их домой, но приглашения не получили).

Ночевать негде, уехать не на чем, очень замерзнув, стучат в первый попавшийся дом, решая разыграть открывшего им пожилого человека – добрейшей души провинциального музыканта Андрея Григорьевича Сарафанова (гениальный Е. Леонов). Владимир объявляет себя внебрачным Сарафановским сыном, во что простой и добрый Сарафанов, воспитавший один сына и дочь с радостью верит. И принимает проходимцев как родных в своем доме. Владимир, у которого совесть еще присутствует (он вырос без отца и его удивляет трогательное отношение простодушного человека), не хочет своим внезапным исчезновением нанести рану Андрею Григорьевичу, который нисколько не сомневаясь уже зачислил его в члены своей семьи. К тому же Владимиру очень сильно нравится его «сестра» Нина. Зашедший в тупик молодой человек не знает что делать.

Ситуация неожиданно разрешается когда Сильва, приударивший между делом за соседкой Сарафанова прибегает без штанов – влюбленный в Наталью (С. Крючкова) малолетний сын Андрея Григорьевича бросает в окно зажженный коробок хозяйственных спичек. Подлый и мелочный Сильва простить штаны Васеньке Сарафанову (В. Изотов) никак не хочет и требует немедленной компенсации. На что Владимир выставляет Сильву за дверь. Перед тем как уйти Сильва в злобе рассказывает всем про розыгрыш из-за ночлега. Владимир, не имея сил больше обманывать, подтверждает слова Сильвы.

Но Сарафанов, своим любящим всех сердцем уже принял Владимира и ни за что не готов с ним расстаться. Он объявляет, что они – семья.

«Отпуск в сентябре»

Еще один шедевр Виталия Мельникова. Лучшая роль Олега Даля. Пьеса Вампилова «Утиная охота».

Фильм восемь лет (до самой перестройки пролежал на полке) и вышл на экраны уже после смерти Олега Даля.

Циник, выпивающий по причине «неудавшейся жизни», регулярно изменяющий и устраивающий истерики своей долго терпящей кроткой жене Галине (И. Купченко), Зилов решает покончить жизнь самоубийством. Правда неизвестно: не играется ли он в этот момент? Звонит телефон и отвлекает Зилова от нелепой попытки.

Зилов запутался, заврался не видит ни цели, ни смысла в своем существовании. Не рад ничему – ни ребенку, которого ждет его жена, ни новой квартире, ни творческой работе. Привыкнув всегда делать выбор подлый, руководствуясь сиюминутными, меркантильными выгодами, в конце концов, постепенно теряет ту главную нравственную основу жизни без которой все – ничто. Небесталанный Зилов — человек аморальный, потерявший  ориентиры и от этого бесконечно страдающий, непонимающий что же с ним происходит. Не имея возможности разобраться ни в себе, ни в своей жизни, устав от груза ошибок, вранья Зилов мечтает побыть, наконец, один. Съездить на утиную охоту.

«Валентина»

Экранизация пьесы «Прошлым летом в Чулимске» режиссера Глеба Панфилова.

Бездуховный, пьяный застой в захалустной, забытой всеми глухой сибирской деревне. Где жители на фоне абсолютного падения нравов не заняты ничем, кроме как убиванием времени – лишь бы день прошел; усталые и равнодушные ко всему влачат жалкое, смахивающее на полуживотное существование. Таков и персонаж Родиона Нахапетова – следователь Шаманов, в которого влюблена 19-ти летняя героиня Дарьи Мороз – Валентина. Эта девушка, своим стойким характером как последний оставшийся солдатик еще пытается воевать со всеобщим бездушием и безнравственностью, упорно  «восстанавливая штакетины в разрушаемом палисаднике», уверенная, что спастись от страшного тотального отупения можно только ежедневным честным трудом.

Это интересно
Это произошло недавно