Новости

5 великих фильмов о войне режиссера Александра Столпера

12 августа 1907 года родился  Александр Борисович Столпер – советский режиссер, кинодраматург, Заслуженный деятель искусств РСФСР, оставивший нам свои пронзительные ленты о Великой Отечественной войне.

Александр Борисович, родившийся в Двинске (сейчас Даугавпилс, Латвия), с 16-ти лет работал в газетах и только в 32-х летнем возрасте закончил режиссерский факультет ВГИКа, учась мастерству у гениального С. М. Эйзенштейна.

Не попав на фронт по состоянию здоровья, Столпер считал своим долгом рассказывать о страшном и великом времени очевидцем которого он был. Уже в 1942-м вышли его первые ленты и до самого последнего дня жизни (12 января 1979 года), Александр Борисович возвращался в своих работах к драматическим событиям проклятой войны.

столпер1

Давайте вспомним самые лучшие фильмы выдающегося мастера советского кино Александра Столпера о тех жестоких годах, когда миллионы простых людей умирали за свою Родину.

«Парень из нашего города»

Черно-белый фильм по повести Константина Симонова. Вышел на экраны 1942 году.

Сергей Луконин (Николай Крючков) после окончания в Омске танковой школы отправлен на войну в Испанию, где его раненного берут в плен гитлеровцы. Танкисту удается бежать и вновь бои, где Сергей пытается подробно изучить все возможности танка. В родном Саратове его ждет невеста – Варя (Лидия Смирнова), ставшая актрисой. В 1941 году Луконин на фронте встречает немца, который допрашивал его в Испании.

Чистый, простой  фильм про честного советского человека, не щадящего ничего, даже свою жизнь для процветания и свободы Родины, для счастья других людей.

В 1986 году режиссером  Еленой Михайловой была снята кинолента «Верую в любовь» — о том как могла бы дальше сложиться история Сергея и Вари. В картине использованы кадры из фильма «Парень из нашего города», хроника военных лет, своих героев опять играли Николай Крючков и Лидия Смирнова.

«Жди меня»

В 1943 году фильм Столкера «Жди меня» стал глотком воздуха, лучом  надежды женщинам, получившим извещения о пропавших родных людях. Они исступленно ждали «всем смертям назло», спасая святой своей верой любимых из самого пекла. Картина по мотивам произведений Константина Симонова помогала ждать, давала уверенность что бывает все и на войне все возможно.

Три друга – журналист и два пилота дали слово встретится после войны. Во время разведвылетов самолет сбивают и летчики прячутся в лесу. Командир отряда дает приказ Андрею Панову (М. Названов) идти к своим доложить данные разведки. Остальные принимают бой и погибают все кроме  пилота Николая Ермолова (Б. Блинов). Он пробирается к партизанам.

Друзья уверены, что Николай погиб, но его жена Вера (В.Серова) не принимает это известие. И ждет.

В картине играл смертельно больной Борис Блинов и умер через несколько дней после премьеры фильма. В 2000 году картину отреставрировали и она была показана на фестивале в Локарно.

Стихотворение «Жди меня» стало гимном всем преданно ждавшим женщинам.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть желтые дожди,

Жди, когда снега метут, жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест писем не придет,

Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, не желай добра

Всем, кто знает наизусть, что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин души...

Жди. И с ними заодно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им, как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать, как никто другой.

«Повесть о настоящем человеке»

Повесть Бориса Полевого, в основу которого была положена биография летчика-истребителя Алексея Маресьева. Картина Александра Столпера вышла в 1948 году и стала лидером проката – ее увидели 34,4 млн человек.

Сбитый в бою летчик Мересьев (Павел Кадочников) отморозив обе ноги, полз зимой, по лесам 3 недели пока его не подобрали партизаны. Потеряв ноги он опять садится за штурвал самолета и идет в бой с фашистами. Невероятная сила духа, мужество за гранью человеческих возможностей – бессмертный пример настоящего человека. Фильм — золотой фонд отечественного кинематографа.

Эпизод показанный в картине как Мересьев на протезах проходит медкомиссию, упрашивая разрешить воевать дальше  – абсолютно правдив. Именно вскочив и оттанцевав на стуле Алексей Петрович Маресьев убедил врачей подписать документы.

Маресьев был застенчив, никогда не хвалился заслугами и ничего для себя не просил. После войны, будучи прославленным на весь мир он жил в тесной коммуналке. Когда об этом случайно узнал Сталин, знаменитого летчика разбудили среди ночи и предложили на выбор три квартиры. Алексей Петрович был очень рад – он и не мечтал о лучших условиях жизни.

«Живые и мертвые», «Возмездие»

По книгам «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» Константина Симонова.

Ужас первых дней войны, растерянность людей еще вчера мирно занимающихся своими обычными делами, невозможность осознания мгновенного страшного изменения жизни. В 1964 году  41.5 миллионов советских граждан увидели максимально подлинное отображение событий 1941 года.

Корреспондент военной газеты Иван Синцов (Кирилл Лавров) возвращается в свою часть, расположенную в Белоруссии. Но не может до нее добраться и попадает под авиационную бомбежку, в другую военную газету в городе Могилеве, а затем и в два окружения.

Паника, отступление первых месяцев войны. Люди в экстремальной, смертельной ситуации. И каждый осознанно или подсознательно делает свой главный выбор. Не все герои и не все могут преодолеть страх, но как судить тех, кто испугался? И как не плакать над погибшими? Не восхищаться теми, кто даже не понимая, не осознавая своего величия совершает беспримерный подвиг, доказывая непреложную истину: человеческое достоинство, долг, любовь к родной земле выше страха смерти. В фильме нет музыкального сопровождения и от этого происходящее на экране еще более реалистично и жутко.

Не менее сильная, трагическая картина продолжила рассказ о героях картины «Живые и мертвые» — в 1967 году вышел фильм «Возмездие».

Генерал Серпилин (Анатолий Папанов), капитан Синцов (Кирилл Лавров), врач Таня Овсянникова (Людмила Крылова) – стали участниками кровавой Сталинградской битвы.

Оба фильма – шедевры. Память, оставленная  выдающимся мастером о трагичных и великих днях пережитых нашей Родиной.

Это интересно
Это произошло недавно