Новости
Самое интересное из жизни великой Серафимы Бирман
10 августа 1890 года родилась великая советская актриса, театральный режиссер и теоретик, Народная артистка СССР — Серафима Бирман.
Ученица Станиславскго, член его самой первой труппы, выходившая на великую Мхатовскую сцену 12 лет, (до самого ее разгона), одна из основателей Московского театра Ленинского комсомола, Лауреат Сталинской премии первой степени, невероятно некрасивая и гениальная, справедливо считавшая «не умеешь пленять – удивляй. Удивить – значит победить, приковать к себе внимание».
Серафима Германовна – актриса театральная, при том что ролей в кино было ничтожно мало, ее хорошо знали зрители: царская тетка Ефросинья Старицкая в «Иване Грозном», экономка в «Дон Кихоте», врач Анна Петровна в ленте «Безумный день» и другие яркие, запоминающиеся навсегда работы.
Давайте сегодня, вспоминая Серафиму Германовну Бирман узнаем самые интересные факты из ее жизни.
Серафима Германовна с детства знала, что станет актрисой, чтобы из нее сделали красавицу. Девочка была уверена: «Все актрисы – красавицы», значит и она станет неотразимой, удивительно прекрасной женщиной, поступив в артистки. Серафима не ошиблась. Однажды, покупая мороженное, узнавшая ее продавщица сказала, что в телевизоре она выглядит значительно моложе. Но стоящий рядом мужчина решительно заявил: «Да какая разница – старше, моложе! Она – красавица!». Пломбир выпал у Бирман из рук. Мечта детства сбылась.
Провинциалка из Кишинева приехала на просмотр к Станиславскому. Константин Сергеевич был не в духе, сидел глядя в пустоту. Вошла очень страшная, высокая, костлявая Бирман и, закурив, кокетливо села рядом, закинув ногу на ногу. Станиславский испугался – такой длинный нос он в жизни не видел, пока соображал, Серафима придвинулась совсем близко пыхтя своей папироской, а ее юбка почему-то стала совсем коротенькой, не скрывая худых длинных ног. Когда Бирман прижалась к Станиславскому плечом и улыбнулась самой соблазнительной из улыбок своего арсенала, Станиславский в ужасе заорал: «Верю! Верю! Только остановитесь». И принял Бирман в труппу.
Бирман вошла в Первую студию МХАТа, вместе с Михаилом Чеховым (из-за отъезда которого за рубеж труппа будет разогнана), Софьи Гиацинтовой, Евгением Вахтанговым – «Собрание верующих в религию Станиславского», как они сами себя называли. Здесь Серафима Германовна стала известной театральной актрисой, на ее спектакли собиралась вся Москва. В 1936 году, когда МХАТ закрыли, Серафима Германовна перешла в Театр имени Московских профессиональных союзов (режиссером), а затем в Театр имени Ленинского комсомола. В коллетиве было много молодых пролетариев и Бирман им не понравилась.
Однажды, бунтующие против нее спускались по лестнице, а Серафима тихо стояла внизу, в сторонке. Завидев Бирман один из них стал кричать:
— Я как считаю: тем, кто пришел с производства — только главные роли давать. Правильно, товарищи?
— И, еще! — поддержали его некоторые — никогда не ставить никаких классических пьес. Долой классику! Народу она не нужна!
— Подойдите ближе, — своим сильным, глубоким голосом потребовала Бирман — Ближе, еще ближе... Смотрите мне в глаза… Все слышат? Вон отсюда! Вас ждут заводы! Вы слышите гудки…
Бирман всегда была признанной, непререкаемой «Герцогиней сцены» и по-королевски подавляла любой бунт.
Святое отношение Серафимы Германовны к театру становилось причиной недомолвок и ссор даже с ее близкими друзьями. По Москве все время ходили многочисленные истории ее стычек на тему уважения к сцене. Как-то по пустым темным подмосткам просто так прошлась молодая актриса, на ее беду это увидела Бирман: «Как вы посмели? Вразвалочку пройтись по сцене?! Станиславский ходил по сцене на цыпочках! Где вы, где Станиславский?! Есть разница?» — кричала она в гневе на ничего не понимающую артистку.
Друг ее — Иван Берсенев решил перекусить бутербрдами за режиссерским столиком во время репетиции: «Как ты можешь?! Ты! Как ты можешь?! В храме искусств! А еще режиссер! Это же храм — святое место!». И долго не могла успокоиться. Домой пешком пошла, а Берсенев все ехал за ней на машине и умолял простить оплошность.
Когда знаменитый американский драматург Артур Миллер увидел Серафиму Германовну в спектакле «Дядюшкин сон», где Фаина Георгиевна Раневская играла главную роль, а Бирман достался эпизод, он сказал к неописуемой радости Серафимы Германовны: «Ranevskaya — замечательная актриса, но это дважды два — четыре, а то, что делает missis Birman — это дважды два — пять». Бирман всегда злило, что чаще ее путали с Раневской, а не наоборот.
Серафима Бирман — автор книг «Актёр и образ», «Труд актёра», «Путь актрисы», «Судьбой дарованные встречи». Она отвечала каждому, кто писал ей письма (а писали ей многие). Когда ее спрашивали, как она успевает всем отвечать, зачем так устает, Бирман говорила: «Если я не отвечу, у меня такое чувство, что я положу человеку в его протянутую руку камень».
Серафима Германовна закончила свою жизнь в психиатрической лечебнице, куда вынужденно привезла ее племянница, ничего не понимающую и совершенно беспомощную. Ослепшая Бирман до последнего дня репетировала Метерлинка – «Синюю птицу», не осознавая, где она находится.
Серафима Германовна Бирман скончалась в больнице 11 мая 1976 года и похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.