08.08.2014

5 бессмертных фильмов режиссера Станислава Ростоцкого

Станислав Ростоцкий

10 августа, по дороге на кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге, скончался Станислав Иосифович Ростоцкий – знаменитый советский режиссер, прошедший всю Великую Отечественную войну (получивший тяжелейшее ранение в боях, чудом выживший в адовом пекле, вернувшийся домой инвалидом II группы), Народный артист СССР, Лауреат двух Государственных премий СССР, выдающийся педагог.

Ученик гениального Сергея Эйзенштейна (в 16 лет Ростовский пришел к нему и попросился в ученики – обещал за это мыть посуду и чистить Эйзенштейну обувь), открыл своей картиной «Доживем до понедельника» целое направление в отечественном кинематографе: фильмы для юношества.  Все киноленты созданные Станиславом Иосифовичем  – шедевры. Две из них номинировались на самую престижную премию в мире «Оскар», как лучшие на иностранном языке.

Давайте сегодня, в День памяти по великому режиссеру и человеку Станиславу Иосифовичу Ростоцкому, пересмотрим лучшие из его бессмертных, оставленных нам в наследство фильмов.

 

«Дело было в Пенькове»

Мелодрама, ставшая бестселлером в СССР про доброго, честного парня Матвея, женатого на дочери председателя колхоза, но полюбившего на свою беду городскую девушку Тоню (Майя Менглет), приехавшую работать зоотехником в колхоз после института. Тоня трогательная, чистая, умная, собравшая вокруг себя деревенскую молодежь, тоже любит Матвея (а как не полюбить самого красивого мужчину Советского Союза – Вячеслава Тихонова). Но изо всех сил противостоит своим чувствам, понимая что Матвей женат и разрушать семью нельзя. Жена Матвея – гордая красавица Лариса (Светлана Дружинина) страдает и не выдержав, соглашается на уговоры местной самогонщицы Алевтины отравить соперницу. Матвей чудом узнает об этом, в горячке хорошо наказывает Алевтину и садится в тюрьму.

Фильм снят по одноименной повести Сергея Антонова (по его произведению «Пришел солдат с фронта» создан еще один выдающийся фильм режиссером Николаем Губенко, сценарий для которого написал Василий Шукшин).

Добрый, с юмором и грустью шедевр Ростоцкого сначала в прокат пускать не хотели, даже ставшую потом любимой всеми песню «Огней так много золотых на улицах Саратова» посчитали аморальной, но картина сама проложила себе дорогу на широкий экран – было сделано 10 пробных копий для показа в провинции. После первой демонстрации на Госкино обрушился шквал восторженных писем. Удерживать фильм на полках и дальше оказалось невозможным. Ленту посмотрели 30, 4 млн зрителей.

 

«На семи ветрах»

Военная драма Станислава Ростоцкого, по сценарию, написанному им же, совместно с много настрадавшимся поэтом, бардом, драматургом Александром Галичем, высланным в 1974 году (после третьего инфаркта) из страны, а в 1977-м Галич погиб. В картине звучат его удивительные песни.

Из Владивостока в маленький городок на самом западе СССР, отправляется девушка Светлана (Лариса Лужина) к своему жениху Игорю. В дороге ее застигает начало войны, которое рушит жизнь всех советских людей. Вот и Светлана не нашла своего Игоря приехав к нему домой – он ушел на фронт. И она остается ждать в двухэтажном маленьком домике на самом краю города. Домишко превращается то в редакцию газеты, то в прифронтовой госпиталь, а когда фронт подошел совсем близко, тихо и без всякого пафоса девушка стала бойцом. Чтобы как все сражаться за свою Родину. Потрясающий, уникальный фильм снятый сердцем мастером мирового уровня. Один из лучших о Великой Отечественной войне.

В основу сюжета Ростоцкий и Галич положили историю их общей знакомой, в которую оба были влюблены. Лидер проката – 26, 8 млн зрителей.

 

«Доживем до понедельника»

Мелодрама. Три дня из жизни обычной советской школы. На уроке молоденькая учительница английского языка Нина Сергеевна Горелова (Ирина Печерникова) ловит вместе с учениками случайно залетевшую в класс ворону. На шум заглядывает учитель истории Илья Семенович Мельников (Вячеслав Тихонов), в которого еще со школьной скамьи влюблена вчерашняя школьница Наталья Сергеевна. Смущенная замечанием Мельникова, Горелова занимает жесткую позицию по отношению к классу, решив прекратить сложившиеся дружеские, доверительные отношения с учениками — перевести их в более холодные, официальные. Класс отвечает бойкотом.

Какие чистые люди, как высоки помыслы, как нежен, лиричен и добр фильм гениального режиссера, мудрого педагога, тонко до мельчайших нюансов понимающего и точно знающего — что и как он хочет снять. Лучший фильм 1969 года по опросу журнала «Советский экран». Первые кто увидел картину были делегаты Всесоюзного съезда учителей. После просмотра заслуженные, хорошо знающие школу люди стоя скандировали «Мо-лод-цы»! Лидер проката – 31 млн человек, Золотой приз МКФ в Москве.

 

«А зори здесь тихие»

Великий фильм о Великой войне. По книге писателя-фронтовика. О женщинах, совсем молоденьких, добровольно взваливших на свои плечики страшное бремя. Им придется умереть. Видеть это, осозновать, переживать глядя на экран — очень больно. 5 хрупких отважных бойцов взвода зенитных войск пойдут остановить группу фашистов-диверсантов. Но вместо ожидаемых двух, отряд встретят 16 гитлеровцев. Живым останется только старшина Федот Васков. Обезумевший от трагизма потери он почти безоружный возьмет в плен уцелевших немцев во главе с командиром. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галина Четвертак и Соня Гурвич – горький символ всех девочек, павших за свою Родину.

Во время войны раненного Станислава Иосифовича вытащила из боя на своих руках Аня Чегунова – добровольно попросившаяся на фронт и дошедшая до Берлина. К тому моменту как Ростоцкий снимал фильм Аня уже ослепла, от ран полученных на войне. Он привез Аню на студию и во время показа покадрово рассказал ей весь фильм. Для Ани, в память о таких женщинах как она снимал свой шедевр Станислав Иосифович. Когда Ростоцкий монтировал «А зори здесь тихие» он плакал. За год две серии посмотрели 135 млн человек. Картина была представлена на «Оскар» как лучшая на иностранном языке.

 

«Белый Бим Черное Ухо»

Трагедия по одноименной повести Гавриила Троепольского. Про шотландского сеттера Бима, хозяина которого Ивана Ивановича (Вячеслав Тихонов) забирают внезапно в больницу. Пес в поисках своего хозяина уходит из квартиры, где за ним присматривает соседка и становится бездомным. Встречаясь с разным людьми, Бим вызывает у одних любовь и сострадание, а у других неприязнь, злобу, становясь лакмусовой бумажкой содержимого человеческих душ. Грустный, тяжелый фильм с трагическим концом. О Людях и не людях.

Лидер проката – 23,1 млн человек, представлен на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, победитель МКФ в Карловых Варах – приз «Хрустальный глобус».

 

 

 

 

Метки статьи

Похожие записи


Партнер «Рамблера»
Система Orphus
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+