Петр Фоменко: лучшие работы Мастера
9 августа 2012 года не стало известнейшего режиссера Петра Фоменко. Человек огромного дарования, он не любил громких слов, титулов и статусов. Он просто жил, просто творил, просто создавал шедевры. В день светлой памяти о великом Мастере давайте вспомним лучшие его работы.
Петра Фоменко большинство зрителей знает как гениального театрального режиссера. Его постановки с успехом шли на театральных подмостках не только России, но и Франции, Италии, Греции, Испании, Германии, Польши, Японии, Колумбии, Китая. Однако знаменитый режиссер попробовал себя и в киноиндустрии. Его фильм «На всю оставшуюся жизнь» запомнился зрителям тонкой режиссерской работой и великолепным актерским составом. Картина рассказывает о нелегком труде медицинских работников в санитарном поезде, которые на протяжении всей войны спасают раненых с фронта. Актеры отлично воплотили на экране точные и яркие образы медиков и пациентов, едущих в «поезде милосердия». Фильм получил приз на Всесоюзном фестивале телефильмов в Тбилиси (1976).
Лирическая комедия «Почти смешная история» — замечательный фильм о зарождении большого чувства между мужчиной и женщиной, уже немолодыми, но открытыми и душевными. В фильме звучат удивительные песни в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.
Мелодраматическая комедия «Поездки на старом автомобиле» — это необыкновенно трогательный фильм о сплетении «будничности» и великого, о взаимоотношениях людей. И опять великолепный актерский состав, чудесные песни в отличном исполнении Никитиных и, конечно же, талантливейшая режиссерская работа Петра Фоменко.
Из театральных работ великого режиссера хочется отметить спектакль "Пиковая дама», поставленный Мастером Фоменко в театре им. Вахтангова. Этот спектакль и сейчас входит в основной репертуар вахтанговцев именно в той постановке, какую создал Петр Фоменко. Критики говорят об этой работе режиссера: «Он не поставил «Пиковую даму, он ее прочитал». Этот спектакль удостоен известных театральных премий: Станиславского и «Хрустальная Турандот».
Спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» — мечта Петра Фоменко. Эту идею знаменитый театральный режиссер хотел поставить еще в далеких 60-х, но цензура не пропустила. Сюжет, на первый взгляд, вроде бы прост. Полина, не успев выйти замуж, остается вдовой. Ее мужа сразу после свадьбы забирают на фронт, где он и погибает. Полине приходится одной растить сыновей-близнецов. А тут в деревне появляется пленный немец Франц, который влюбляется в Полину. Ему она тоже рожает близнецов, только девочек. Все житейские будни главной героини проходят как бы под «присмотром» ее погибшего мужа: с ним она советуется, разговаривает, и он же «приводит» в ее дом Франца. Спектакль прост, но Фоменко и не жаждет изощренности. Своей работой он напоминает, что самое простое и оказывается сложным, как в театральной, так и в настоящей жизни. Эта постановка удостоена Государственной премии РФ и премии Станиславского.
Одна из самых знаменитых пьес Чехова «Три сестры» не нуждается в представлении, но в постановке Петра Фоменко это произведение обрело ту бодрость первых сцен, заложенную еще самим гениальным писателем. Все персонажи молоды и наивны. В игре присутствует легкость, исполнители ни на секунду не сливаются с масками, а ведут свою партию. Это и есть «стихия «Мастерской Фоменко». Спектакль удостоен премии «Золотая маска».
«Неожиданным» предстал для критиков и зрителей известный режиссер в своей постановке «Триптих». Этот драматический спектакль включает в себя «Графа Нулина», «Каменного гостя», "Сцены из «Фауста» — трех образчиков пушкинской поэзии, где, по словам Фоменко, прослеживается эволюция жанра – от комедии до трагифарса. При создании спектакля, кроме сцены, режиссер использовал еще и часть зрительского фойе. В пространственных чудесах, поставленных Фоменко, звучат новые ноты, саркастические и горькие, как бы не прятал их Мастер за привычной усмешкой. Эта работа удостоена «Золотой маски», как лучший драматический спектакль малой формы.
Петра Фоменко уже нет, но его спектакли живут. Каждый театральный сезон они вновь будут радовать тех, кто считает себя поклонником творчества Фоменко, и тех, кто только захочет открыть для себя мир «театрального Мастера».