6 лучших ролей Анатолия Ромашина
8 агуста 2000 года трагически погиб знаменитый советский актер Анатолий Владимирович Ромашин – на него упала огромная сосна, которую он пытался спилить у себя на даче в небольшом поселке под городом Пушкино Московской области.
В Московском театре Луны под руководством Сергея Проханова, где последние много лет Анатолий Ромашин каждый вечер выходил на подмостки в спектаклях «Фауст», «Ночь нежна», «Византия», учрежден ежегодный приз его памяти – «Ромашка», которым награждаются самые талантливые актерские работы.
Анатолий Владимирович сыграл в 117 фильмах. Обладая внешностью русского интеллигента, врожденным аристократизмом (родился 1 января 1931 года в семье простого ленинградского рабочего), Ромашин воплотил на экране много прекрасных образов классических героев. При том, что все роли были очень разными, их объединяли элегантность, мягкость игры, хорошие манеры — государь Николай II в кинокартине «Агония», Герасим Петрин в экранизации «Неоконченная пьеса для механического пианино», доктор Аристонг в триллере «Десять негритят».
Давайте, сегодня вспомним лучшие работы Народного артиста РСФР Анатолия Ромашина, мастера высочайшего класса, выдающегося русского художника.
«Агония»
Двухсерийная историческая драма Элена Климова по сценарию Семена Лунгина и Ильи Нусинова. Они вместе создавали фильм ставший бестселлером: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», та же судьба и у фильма «Агония» — получилась грандиозная лента о последних днях жизни имперской России. 1916 год, мягкий, очень любящий свою семью царь (Анатолий Ромашин) не может повлиять на неумолимый развал государства. Россия обречена. Всеми и всем распоряжается обнаглевший, очумевший от пьянства и вседозволенности, развратник, сектант-хлыстовец Распутин. Царь не решается его прогнать, боясь за здоровье царицы Александры – она видит в Распутине последнюю надежду исцелить единственного сына – наследника Алексея.
После просмотра «Агонии» великий Акира Куросава 5 минут аплодировал стоя. Фильм посмотрели 18,5 млн человек. На МКФ в Венеции лента получила приз ФИПРЕССИ, на МКФ во Франции Гран-при «Золотой орел».
«Неоконченная пьеса для механического пианино»
Драма Никиты Михалкова, в основе которой несколько произведений Антона Павловича Чехова: «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словестности», «Моя жизнь», «Три года».
На даче в деревне, в летний день собирается маленькое колоритное общество. Обыкновенные люди: деревенский учитель, доктор, пара замужних женщин, соседи и их родственники. Интеллигентный, говорящий тихо, по-домашнему, объясняющий на чьи средства все здесь выпивают Ромашин в роли Петрина — кредитора хозяйки дачи. Завязывается мелодраматический сюжет, в который мастерски вплетаются хитроумные интриги каждого из гостей, заканчивающийся нелепым, неудавшимся самоубийством –решивший уйти из жизни из-за невозможности выбора между двумя женщинами (женою и бывшей возлюбленной) учитель Платонов плюхается с обрыва в речку, но воды там всего по колено. После чего, счастливые гости радостно разгуливают по лугу в ожидании рассвета.
«Мнимый больной»
Музыкальная комедия Леонида Нечаева по одноименной пьесе Мольера. Франция XVII века. Очень богатый дворянин Арган считает, что он тяжело болен. Его домочадцы с этим не спорят. Больше всех поддерживает супруга жена, в надежде увидеть поскорее Аргана в могиле. Сначала больного не беспокоит ничто кроме собственного здоровья, он изо всех сил лечится, делает клизмы и необходимые процедуры, даже решает, что его дочь выйдет замуж только за врача (на что та никак не соглашается). Но постепенно «больной» начинает обращать внимание на веселое поведение окружающих, надеясь понять истинные мотивы своих близких людей. Анатолий Ромашин в необычной для него характерной роли Беральда, в созвездии блестящих актеров: Гундаревой, Ефремова, Татьяны Васильевой, Ролана Быкова, Александра Ширвиндта. Фильм-шедевр. Великолепная, волшебная музыка композитора Алексея Рыбникова.
«Анна Павлова»
Драма режиссера Эмиля Лотяну о жизни великой русской балерины Анны Павловой, по его же сценарию. Эпическая картина, где хорошо показано общество, нравы, взаимоотношения в театральной среде начала прошлого столетия. Удивительная музыка Доги, красивые костюмы и декорации, много балета (в фильме играют профессиональные танцовщики). Анатолий Ромашин в роли художника Александра Бенуа. Картина о самоотверженном служении искусству. О гениальной балерине – капризной, хрупкой, боязливой с очень придирчивым, невыносимым характером, и преданном, много от нее претерпевающем окружении.
«Успех»
Психологическая драма Константина Худякова (близкий друг Ромашина, снял Анатолия Владимировича еще в двух своих лентах: «Самозванцы» и «Смерть в кино») по сценарию Анатолия Гребнева, о провинциальном театре, куда приезжает колючий, не удобный для многих режиссер из столицы ставить «Чайку». Попадает в болото и, сам того не понимая, занимаясь исключительно творчеством, изо всех сил трясет его, добираясь до самых устоев, самых основ, меняя все. Ромашин – актер театра Николай Николаевич Князев (вместе с Анатолием Владимировичем играют Алиса Фрейндлих, Леонид Филатов, Лев Дуров и другие советские мегазвезды). Картина получила большой резонанс, очевидно что создатели, описывая события имели ввиду Театр на Таганке.
«Десять негритят»
Триллер Станислава Говорухина по одноименному роману Агаты Кристи. На пустынный странный остров приглашены гости. Их десять человек. Хозяин отсутствует даже в момент, когда все садятся за стол. Судья, гувернантка, врач (Анатолий Ромашин), пожилая леди, генерал, супружеская пара слуг во время трапезы слышат по громкоговорителю приговор: все они обвиняются в убийствах, за которые не понесли наказания. Один из присутсвующих — молодой светский повеса Марстон выпив отравленный виски умирает. А с подноса на столе пропадает первая из десяти фигурок негритят – того, что по детской считалке поперхнулся. Текст со стишком приобретающим ужасный смысл есть в каждой гостевой комнате, и, прочитав его каждый знает какой смертью умрет следующая жертва маньяка, находящегося на острове.
.