Новости
«Осталось ощущение недосказанности…» Анатолий Папанов и его лучшие работы
Его голос узнают сразу. Необычный, низкий, с хрипотцой, он стал очень популярным и почти родным для всех российских зрителей от мала до велика. Но 7 августа 1987 года этот голос умолк навсегда, умолк «на полуфразе». Давайте в день светлой памяти великого актера Анатолия Папанова вспомним его лучшие роли.
Удивительно, но этот замечательный разноплановый артист, который мог сыграть любую роль, от драмы до комедии, сначала сниматься в кино вообще не хотел, объясняя это своей «нефотогеничностью». Однако именно Папанова известный писатель Константин Симонов выбрал на роль главного героя в экранизации своей книги «Живые и мертвые». Работа в этом фильме принесла актеру всесоюзную известность и Государственную премию, а картина получила 3 кинопремии: на фестивалях в Карловых Варах, Акапулько и Ленинграде.
Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»
Следующая роль, добавившая популярности Анатолию Папанову и утвердившая его комедийные способности, была в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». И хотя его герой, тесть Димы Семицветова, выращивающий «кулубнику», был не главным, но то, как сыграл его Папанов, сделало этот персонаж не менее знаменитым, чем Деточкина. А фразы, произносимые актером в картине, «ушли» в народ.
Комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» знают все. И всем очень хорошо запомнился бандит Лелик в исполнении Анатолия Папанова. И опять фразы, произнесенные его героем, стали крылатыми: «Будет тебе там и ванна, будет и кофа, будет и какава с чаем. Поехали!», «Как говорит наш дорогой шеф, если человек идиот, то это надолго!», «За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники!», «Буду бить аккуратно, но сильно». А его реплика во время рыбалки на «Черных камнях»: «Идиот, тьфу!», вообще не была запланирована. Это актер сказал оператору, когда оказалось, что после нескольких минут съемок в холодной воде кадр не получился, а Гайдай решил оставить в фильме.
В мультипликационном сериале «Ну, погоди!» Волка должен был озвучивать, по задумке режиссера Котеночкина, Владимир Высоцкий. Однако «на верху» посчитали, что сочинитель и исполнитель полублатных песен не может участвовать в проекте для детей, и Котеночкину в срочном порядке пришлось найти и пригласить Папанова. И актер не подвел. Его Волк стал кумиром миллионов зрителей. Папанов своим озвучиванием покорил даже киноначальство, и его герою прощались папиросы, драки, ненормативное рычание.
В драме «Белорусский вокзал» Анатолий Папанов опять возвращается к теме войны, но уже как фронтовик. А он и был фронтовик, знавший ужас военных сражений и горечь утрат не понаслышке. Поэтому, играя «военных» персонажей, ему не надо было что-то придумывать, его герои в таких фильмах были настоящими и запоминающимися.
Анатолий Папанов в фильме «Белорусский вокзал»
И вновь комедия. Но теперь уже одна из главных ролей в фильме Марка Захарова «12 стульев». Киса Воробьянинов в исполнении Анатолия Папанова получился действительно бывшим: предводителем дворянства; отцом русской демократии; особой, приближенной к императору; гигантом мысли; «предводителем команчей».
В мелодраме «Отцы и деды» знаменитый актер отлично сыграл главную роль – деда семьи Луковых. Человек вышел на пенсию, но полон энергии и сил, и даже хочет жениться – герой Папанова сомневающийся, ранимый, но верящий в нужность стариков и не потерявший вкуса к жизни. Получился очень интересный, трогательный образ, с запоминающимися «папановскими» афоризмами и смыслом.
Последняя киноработа великого актера – драма «Холодное лето 53-го», где Анатолий Папанов гениально сыграл Копалыча, скромного интеллигента, измученного годами сталинских лагерей и попавшего туда по ложному обвинению. Его герою «хочется пожить по-человечески» после стольких лет заключения, но… И опять мудрые монологи в исполнении Папанова заставляют задуматься о жизненных ценностях, тем более, что эти монологи стали последними в его жизни.