4 шедевра Татьяны Лиозновой
Сегодня мы вспоминаем удивительную женщину, «железную леди» советского кино, создавшую легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» — режиссера Татьяну Михайловну Лиознову. Фильм-шедевр собирал к экранам телевизоров всех без исключения граждан СССР – от школьников до пенсионеров. Оглушительный успех картины и поток писем на телевидение заставили руководство принять исключительное решение – сериал был повторно показан через три месяца после премьеры.Татьяна Михайловна получила 12 мешков с корреспонденцией и прочитала все.
Она родилась 20 июля 1924 года в Москве, в еврейской семье инженера-экономиста Моисея Александровича Лиознова. Папа воевал в первую мировую войну и получил контузию, после чего на одно ухо оглох. С мамой Татьяны Михайловны – Идой он познакомился в поезде, в котором возвращался домой из госпиталя. Родители Татьяны Михайловны были люди добрые, тихие и очень любили свою дочку. Она совсем не была на них похожа — росла боевой, решительной. В 1941 году, в Великую Отечественную войну папа стал ополченцем и погиб под Смоленском.
Ида Израилевна после школы уговорила Татьяну поступить в Московский авиационной институт, надеясь что техническая профессия обеспечит ей стабильную работу. Таня маму послушала, в ВУЗ поступила, но после первого же семестра ушла – не привлекали ее железки.
И оказалась во ВГИКе на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (примечательно, что свой первый фильм Лиознова снимет по сценарию Герасимова и Макаровой, к тому же Тамара Федоровна сыграет главную роль в этой картине о том как во время войны русская учительница спасла английского летчика).
Но сначала Герасимов Татьяну выгнал – посчитав непригодной к обучению. Лиознова утроила усилия и Герасимов передумал, после еще одного пробного просмотра милостиво разрешил вернуться.
Умная, бесконечно талантливая, волевая, стремительная Татьяна еще на третьем курсе стала помощницей Сергея Герасимова по постановке спектакля в театре Киноактера и съемках фильма по роману А. Фадеева «Молодая гвардия». В фильм Герасимова вошел танец, который поставила Лиознова к своей курсовой работе «Кармен» — в «Молодой гвардии» его исполняет Люба Шевцова.
Уже через пару лет, в начале 50-х, Татьяна Михайловна ставит совместно с Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым спектакль «Седая девушка» в Театре имени Вахтангова, выходят два спектакля по ее пьесам в Московском ТЮЗе (в одном из них – «Голубой звезде» играл начинающий актер Ролан Быков). При этом Лиозновой – всего 28 лет!
Еще через десять, у нее будет три замечательных фильма: «Память сердца», «Евдокия» (34 млн зрителей!), «Им покоряется небо» (Главный приз «Золотое крыло» на Международном фестивале в Довиле, Франция).
И впереди: «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся»!
У Лиозновой мечтали сняться лучшие художники страны, даже в эпизоде. Она очень много репетировала, ломала амплуа, старалась чтобы в картинах открывались новые, неизвестные грани артиста.
Очень жесткая на площадке, суперпрофессиональная, точно знающая, что должно происходить в каждую секунду съемки, Лиознова снимала за смену одной камерой по 200 метров пленки (другие режиссеры больше 20 не могли осилить). «В одной из последних серий мы с Тихоновым 300 метров отыграли, что можно занести в Книгу Гиннеса. Она, конечно, была настоящим диктатором, железным человеком, иначе невозможно было снять такой фильм. Я до сих пор не могу понять, как она подняла и сделала это» — рассказывал Леонид Броневой о работе Татьяны Михайловны над фильмом «Семнадцать мгновений весны».
Гениальная Татьяна Михайловна щедро одарила советских зрителей своими бессмертными кинолентами. Надо ли говорить, что они не принесли ей богатств? Лиознова, после развала страны фильмов не снимала. И когда заболела, деньги на лечение давали актеры, которые когда-то работали в ее картинах! Она умерла в возрасте 88 лет – 29 сентября 2011 года. И вспомнили ее в нашей новейшей истории только один раз – на 80-ти летний юбилей приходили журналисты с тортом.
Давайте, сегодня, в День, когда родилась Татьяна Михайловна Лиознова — выдающийся советский режиссер, Народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, пересмотрим еще раз лучшие из созданных ею шедевров.
«Евдокия»
Мелодрама по одноименной повести Веры Пановой, второй художественный фильм Татьяны Лиозновой.
История о любви двух простых людей проживающих в провинциальном городке – Евдокии (Людмила Хитяева) и Евдокима (Николай Лебедев). Они растят приемных детей. Евдокии кажется, что она не может забыть человека, которого любила в молодости. Этого, конечно, не желает терпеть Евдоким и предлагает Евдокии сделать выбор. Но Евдокия не может оставить детей – она живет ими и долг матери для нее выше собственных чувств.
За настоящую мать Евдокию, ее детей и честного, любящего Евдокима переживали 34,4 млн зрителей посмотревших эту замечательную ленту.
«Три тополя на Плющихе»
Еще одна бессмертная мелодрама Татьяны Михайловны, про этот фильм Леонид Броневой сказал, выражая общее мнение мастеров советского кино: «Если бы она сняла только один фильм «Три тополя на Плющихе», она могла бы ничего уже не снимать. Если бы она жила на Западе, то она, ее внуки и правнуки были бы обеспечены только за одну эту работу».
Трогательная, нежная история, вдруг вспыхнувшей любви деревенской замужней жительницы Нюры (Татьяна Доронина), приехавшей в Москву продать мясо и интеллигентного столичного таксиста Олега Ефремова. Они не могут быть вместе, у истории знакомства нет продолжения. Пронзительная, ставшая знаменитой песня «Опустела без тебя земля», которую поет в такси героиня Татьяны Дорониной звучит настоящим гимном всем любящим друг друга людям, вынужденным расставаться.
Картину увидели 26 млн зрителей.
«Семнадцать мгновений весны»
Многосерийный телевизионный художественный фильм. Один из самых первых отечественных сериалов. Эталон жанра – изучается студентами, как пример режиссерского мастерства. Сцена в немецком кафе, где Штирлиц (В. Тихонов) получил возможность издалека увидеть свою жену – первое 6-ти минутное молчание в истории кино на экране. Держать зрителей в неослабленном напряжении до слез, до перехватывания дыхания, целых 6 минут, при том, что в кадре только взгляды и гениальная музыка! Этого до сих пор не удалось сделать никому из российских режиссеров.
Съемкам предшествовала скандальная история: «...Юлиан Семенов был проворный до чрезвычайности, — и когда я заявила, что буду снимать «Семнадцать мгновений», он удивленно на меня посмотрел: «Тань, да ты что, я уже его продал в Ленинград и деньги получил». Я не растерялась и в запальчивости ему говорю, что мне наплевать, продан сценарий или нет, но этот фильм буду снимать я! И точка» — рассказывала Лиознова.
Против «Железной леди» Юлиан Семенов не пошел, отбил телеграмму председателю комитета по телевидению Лапину, что отзывает сценарий и передает его Лиозновой!
Интересно, что за этот легендарный фильм Татьяну Лиознову наградили Государственной премией СССР «за участие (!) в создании». Формулировка при каждом упоминании вызывала улыбку Татьяны Михайловны.
«Карнавал»
Первый советский мюзикл, сценарий которого писала Татьяна Лиознова с Анной Родионовой. Музыка композитора Максима Дунаевского, в Главной роли – Ирина Муравьева.
Непосредственная, жизнерадостная провинциальная девчонка с мечтой «выучиться на артистку» приезжает в столицу. В театральное училище ее не берут и она остается в Москве, в надежде поступить на следующий год. Нине придется поработать дворником, костюмершей, домработницей. Влюбиться и разочароваться, познакомиться с людьми хорошими и не очень. Одним словом повзрослеть. Интересно, что девчонку Нину Соломатину с забавными хвостиками бесподобная Ирина Муравьева сыграла в возрасте 32 лет!
Фильм – лидер проката, его посмотрели 30,4 млн зрителей, а песни из киноленты стали хитами на долгие годы.