Новости
4 самые удачные роли Фаины Раневской в кино
Одна из величайших отечественных актрис прошлого века, Фаина Георгиевна Раневская, не сыграла за свою жизнь ни одной великой роли мирового репертуара. В театре и кино ее персонажей можно перечесть по пальцам. Она не раз говорила, что за всю свою жизнь не раскрыла 99 процентов своих возможностей из ста. Но даже тот один процент ее таланта, который достался зрителям, поражает своим размахом. Иным приходится выкладываться на полную, но так и не удается стать хотя бы на одну сотую такими же яркими, как Раневская.
Фаина Георгиевна умерла 19 июля 1984 года в довольно преклонном возрасте, будучи прославленной актрисой и любимицей публики. Ее любили буквально все – даже негативных персонажей она умела играть так, что они становились самыми запоминающимися в фильме или постановке, а зрители с удовольствием ими любовались.
А чего стоят афоризмы и фирменные фразочки Раневской, которые стали частью народной мудрости, ушли в народ и активно используются до сих пор! Некоторые режиссеры позволяли актрисе «вольничать» в своих постановках и тут же персонаж оживал. Фаина Георгиевна могла придумать ужимку, фразу или просто жест, который бы полностью характеризовал ее героиню. В короткой реплике она могла отразить всю глубину переживаний и внести известную долю юмора.
В день памяти актрисы предлагаем вспомнить несколько самых запомнившихся киноперсонажей Фаины Георгиевны Раневской.
Ляля является той ролью, которая сделала Раневскую знаменитой. Первый фильм в жанре семейной комедии, сделанный в Советском Союзе — «Подкидыш» — вышел на экраны в 1939 году. Сценарий к нему написали Рина Зеленая и Агния Барто. Героиня Фаины Георгиевны предстает эдакой властной женой мужчины-подкаблучника. Все, что делает муж – априори неправильно. «Муля, не нервируй меня!» — говорила она при любых попытках возразить. Кстати, именно эта фраза стала и радостью, и проклятьем актрисы. Как только она выходила на улицу, дворовые мальчишки тут же кричали: «Муля, не нервируй меня!», что страшно раздражало Раневскую. Так или иначе, но после этой картины к артистке пришла всесоюзная популярность.
Мать невесты в фильме «Свадьба» (1944) была сыграна Фаиной Георгиевной просто мастерски. Ее героиня выражает материнскую любовь, граничащую с желанием поскорее отделаться от дочери, выдав ее замуж. Она всеми силами старается заманить жениха в семейные узы, призвав на помощь все свое коварство и изворотливость. Типичная будущая теща, образ которой прекрасно воплотила Раневская.
Знаменитая Мачеха из кинофильма «Золушка» (1947) всем зрителям внушала только упоительную радость. Героиня Раневской была резко отрицательным персонажем картины, но в ней каждый зритель узнавал кого-то из реальной жизни. Сварливая соседка, властная начальница и сплетница-подруга – все эти образы ужились в одной мачехе. Своему персонажу Фаина Георгиевна придумала много эффектных элементов. Например, она подумала, что будет забавно ее героине жаловаться на жизнь, примеряя перед зеркалом богатые наряды. Ее безнаказанное самодурство не знает границ, во многом благодаря связям и «правильным знакомствам» — очень удачный образ даже по меркам нынешнего времени.
Спекулянтка «Королева Марго» из картины «Легкая жизнь» (1964) подарила разговорной речи бессмертную фразу «Здравствуйте, я ваша тетя!». Наглость и бесцеремонность новоявленной тети из Киева поражали всех участников действа. Спекулянтка Маргарита научила перспективного выпускника вуза жить не на зарплату, утаивать доходы и «делать деньги» из всего. Они устраивают частную химчистку на дому и неплохо зарабатывают, но такой труд претит главному герою, в отличие от Марго. Она пропиталась законами легких заработков и ей очень нравится ее жизнь, она постоянно занята собственной коммерцией и живет мыслями о деньгах. Как и всегда, образ, созданный Раневской, оказался актуален для всех времен. Сегодня ее персонажа бы назвали успешной бизнес-вумен, и Марго была бы скорее положительным персонажем. Но в шестидесятые ее высмеивали, показывая, как это нехорошо – уметь зарабатывать везде.