«Последний романтик кино» Владимир Мотыль и его 3 самых известных фильма
Как и миллионы советских людей, знаменитый отечественный режиссер Владимир Мотыль, родившийся 26 июня 1927 года, в городе Лель (Белоруссия), пережил жесткое, трагичное детство – арест по обвинению в шпионаже и быструю смерть в Соловках отца, (слесаря минского завода «Коммунар»), ссылку на Урал вместе с матерью (педагог в колонии для малолетних преступников под руководством А. С. Макаренко), смерть в фашистском гетто дедушки и бабушки, в годы немецкой оккупации, и тяжелое, голодное военное и послевоенное время.
Почти до своего 50-летия Владимир Яковлевич работал в провинциальных театрах страны (дослужившись до главного режиссера Свердловского ТЮЗа), а свой первый фильм «Дети Памира», об организации школы на Памире в годы становления там Советской власти, режиссер снял на Таджикской киностудии (и получил за эту работу Государственную премию Таджикской ССР, звания почетного гражданина города Душанбе и Заслуженного деятеля Таджикистана).
Помог случай – Мотыль, в середине 60-х, познакомился с Булатом Окуджавой и Исааком Шварцем. Этот творческий союз породил один из самых прекрасных фильмов о войне и любви: «Женя, Женечка и «катюша»». Открыв талантливому Мотылю дорогу на широкие экраны.
И вышедшая через два года легендарная картина «Белое солнце пустыни», принесла Владимиру Яковлевичу такую огромную, всенародную любовь, что стало очевидным – Мотыль снял бессмертное произведение и является выдающимся, блистательным режиссером.
Владимир Яковлевич умер зимой 2010 года, оставив нам свои яркие, незабываемые фильмы. Давайте сегодня, в День его рождения, вспомним самые известные из них.
«Женя, Женечка и „катюша“»
Мелодраматическая трагикомедия, в основе которой воспоминания о войне Булата Шалвовича Окуджавы, совсем мальчиком, в 17 лет, добровольно ушедшего на фронт.
История любви хрупкого, интеллигентного юноши с Арбата (Олег Даль) к сильной, бывалой связистке из полка катюш (Галина Фигловская). Нежная, трогательная картина стала лидером проката – ее посмотрели 24,6 млн зрителей.
Но начальство фильм посчитало вредным, и Владимир Яковлевич попал в категорию «неблагонадежных» режиссеров, поэтому, снимать ему давали редко и крайне неохотно (одна кинолента лет в 5-6).
«Белое солнце пустыни»
Ставший культовым фильм о красноармейце Федоре Петровиче Сухове, вынужденном спасать гарем басмача Абдуллы во время гражданской войны в средней Азии, вышел на экраны в 1970 году.
Первый советский вестерн.
Чтобы создать картину постарались такие мэтры отечественного кинематографа, как Марк Захаров, Рустам Ибрагимбеков, Валентин Ежов — писавшие сценарий; Исаак Шварц – создавший удивительную музыку к фильму и легендарной песне «Ваше благородие, Госпожа Удача», на сочные, сразу запоминающиеся стихи Б. Окуджавы; Павел Луспекаев, Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин – бесподобно исполнившие главные роли в фильме; Эдуард Розовский – создавший эталон операторской работы. И, конечно, Владимир Мотыль – своей тонкой, виртуозной режиссурой, вдохнувший душу в гениальное произведение.
Космонавты, перед каждым стартом обязательно пересматривают этот фильм, считая его одним из своих талисманов. А Сухова – членом экипажа.
Картина получила Государственную премию России, лидер проката (34,5 млн человек).
«Звезда пленительного счастья»
Историческая драма о судьбе декабристов и их жен. За основу взяты факты из жизни князя Трубецкого и его жены, князя Волконского и его супруги, поручика Анненкова и его любимой Полины Гебль, ставшей Прасковьей Анненковой.
Картина – восхищение подвигом женщин, последовавших в ссылку за своими мужьями. О настоящей, имевшей место(!) преданной Любви. О долге и чести, которые дороже жизни.
Владимиру Мотылю удалось создать масштабную работу, показывающую восстание, подробности следствия и казнь благородных, честных людей, не пожелавших мириться с существующим несправедливым порядком, и заплативших за свой бунт дорогую цену.
Сценарий создавался Владимиром Яковлевичем опять совместно с Марком Захаровым, музыка другом Мотыля — Исааком Шварцем.
Великолепные актерские работы – И. Купченко, А. Баталова, Н. Бондарчук, Э. Шикульской, И. Костолевского, О. Стриженова и других звезд советского кинематографа.
Фильм имел громкий успех, его до сих пор помнят и любят зрители. Лидер проката – картину увидели 22 млн человек.