Новости
«О войне, какой бы трудной она ни была, надо писать правду...» — Василь Быков: 6 лучших военных фильмов по произведениям писателя
19 июня 1924 года, в деревне Бычки, Ушацкого района Витебской области, в простой крестьянской семье родился мальчик, ставший через несколько десятков лет знаменитым, выдающимся советским писателем, без имени которого немыслима отечественная современная литература, – Василь Владимирович Быков.
Он успел только закончить сельскую школу и поступить в Витебское художественное училище, как пришла беда – фашистская Германия напала на родную страну. Василь, в 1941 году, не раздумывая, ушел добровольцем на фронт.
И прошел всю страшную, жестокую войну. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку, воевал на территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, был дважды ранен и еще 10 лет после войны служил, оставаясь кадровым офицером Красной Армии.
Осмыслить сейчас, после стольких лет мирной жизни, подвиг людей переживших войну, защитивших свою Родину, терявших самых родных, любимых людей – возможно ли это? Нам остается только успеть кланяться, низко кланяться тем немногим, оставшимся в живых героям и свято чтить память героев ушедших.
Добрый, скромный, совершенно не придававший значения своей всемирной славе, Василь Быков, ушел от нас 22 июня 2003 года, в 62-ю годовщину начала войны — ровно через три дня после своего 79-летия.
Василь Владимирович написал один роман («Карьер») и 25 беспощадно реалистичных повестей, показывающих самые страшные, отчаянно бесчеловечные, кровавые стороны проклятой войны. 22 из них стали кинофильмами. Человеческое достоинство дороже, чем жизнь – вот основная, красная, путеводная нить боевого офицера, замечательного художника, писателя, переведенного на многие языки мира, Василя Быкова.
Друзья, давайте сегодня, почтим память писателя-фронтовика Василия Владимировича Быкова, оставившего нам бесценные свидетельства тех страшных лет и вспомним самые лучшие фильмы, созданные по его произведениям.
«Третья ракета»
Черно-белый фильм режиссера Ричарда Викторова, по одноименной повести Василя Быкова. Сценарий написал Василь Быков.
Расчет танкового орудия на три дня остается отрезанным от своих войск. Бойцам придется выдержать атаки фашистов. В обстановке смертельной опасности, безнадежности выжить, раскрываются характеры людей. Страшное время. Как осудить того, кто на минуту дрогнул? И какими словами описать героев, у которых хватило мужества выстоять до самого смертельного конца? Исключительные актерские работы Станислава Любшина, Георгия Жженова, Евгения Гвоздева.
Картина — в списке ресурса КиноПоиск «Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне».
«Альпийская баллада»
Фильм режиссера Бориса Степанова по одноименной повести Василя Быкова (сценарий Василя Быкова).
Три дня проведенные в горах Альп беглецами: из лагеря военнопленных – белоруса Ивана (Станислав Любшин), из лагеря политзаключенных — итальянки Джулии (Любовь Румянцева).
Когда немцы, все-таки, найдут испуганных, изнеможенных, затравленных людей, и настанет момент выбирать между своей смертью и Джулии, Иван, не задумываясь, отдаст свою жизнь.
Потому что остаться Человеком – дороже, чем остаться жить.
Дипломы Союза кинематографистов СССР, Приз КФ в Вильнюсе, Приз МКФ в Дели.
«Долгие версты войны»
Фильм режиссера Александра Карпова, по трем произведениям Василя Быкова: «Журавлиный крик», «Атака с ходу», «На восходе солнца». Сценарий написан Василем Владимировичем.
Три эпизода в годы войны: первые месяцы, 1943 год и через несколько дней сразу после Победы.
В картине, кроме Светланы Крючковой и Бориса Щербакова, не задействованы известные актеры. Мало стрельбы и спецэффектов, отсутствует хоть какая-нибудь любовно-сентиментальная история, фильм, по ощущениям точно документальный.
С интересными, хорошими диалогами, разноплановыми героями и правдой переживаний людей, пытающихся выжить в аду (особенно трагичен третий эпизод, где солдаты нарадовавшиеся Великой победе, вынуждены снова вступить в бой с недобитыми гитлеровцами).
«Восхождение»
Фильм режиссера Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников».
Авторы сценария Лариса Шепитько и Юрий Клепиков. Гениальная музыка Альфреда Шнитке.
Талантливая, погибшая на самом взлете своей творческой карьеры, честная, духовная Лариса Шепитько. Это ее последний завершенный фильм.
Сильнейший, показывающий невозможные, головокружительные высоты человеческого духа (Сотников в исполнении Бориса Плотникова), простых, боящихся смерти, но преодолевающих этот страх людей, и тех, кого этот смертельных страх парализует, превращая из человека в полумертвое, отчаявшееся, страшное звероподобное существо. Фильм потрясает.
Первая советская картина, удостоенная высшей награды «Золотой медведь» на МКФ в Западном Берлине.
Входит в списки «100 лучших фильмов по версии гильдии кинокритиков России», «Рекомендации ВГИКа», «Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне».
«Знак беды»
Еще один фильм о внутреннем выборе человека в страшный момент жизни.
Столько горя, сколько переживают простые белорусские крестьяне Степанида (блистательная Нина Русланова) и Петрок (Геннадий Гарбук), хватит на несколько жизней. И неизвестно от кого терпят они больше – от немцев или от местных полицаев. Пережитая коллективизация, показанная в фильме как ретроспектива из жизни хутора, дополняет картину непрекращающихся бед.
Степанида, доведенная до жуткого выбора, отстаивая свое человеческое достоинство, запирается в доме и поджигает его.
«В тумане»
Фильм режиссера Сергея Лозницы, по одноименной повести Василя Быкова. Сценарий С. Лозница.
1942 год, оккупированная Белоруссия (где погиб во время войны каждый 4 (!) житель), путевой обходчик Сущеня (Вл. Свирский) подозревается в сотрудничестве с немцами. Казнить его приходят двое партизан. А Сущеня ни в чем не виноват.
Но его идут убивать. Он даже рад таким образом избавиться от нависшего над ним позорного, клеветнического обвинения.
Три номинации на кинопремию «Ника», Специальный приз Каннского фестиваля ФИПРЕССИ. Кинолента внесена в список «Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне».