Новости
Русские made in Hollywood: Иван Данко и еще 8 самых ярких русских образов в американских фильмах
17 июня 1988 года в США состоялась премьера фильма «Красная жара», в котором Арнольд Шварценеггер сыграл советского милиционера, капитана Ивана Данко. Он встает на борьбу против наркодилера в своей стране и, преследуя главаря преступной группировки, попадает в Чикаго (США).
Там он сотрудничает с американскими полицейскими, которые помогают Данко вершить справедливость. В отечественном прокате этот фильм можно было смотреть только в видеосалонах, подпольно. А на центральном телевидении он впервые был продемонстрирован в 1995 году.
Вообще, основной идеей киноленты является сокращение соперничества между двумя сверхдержавами. Впервые за долгое время, русский был показан адекватно, на него не одевали ушанку и не поили водкой в каждом эпизоде.
Основная идея: и в СССР-России есть нормальные парни. Конечно, отечественные зрители не очень тепло отзывались о фильме. Несмотря на явное потепление по отношению к СССР, все равно, в ленте полно штампов.
Мы сегодня предлагаем вспомнить и другие фильмы, в которых американские кинематографисты пытались «правдоподобно» изобразить русских. Мы не будем перечислять все фильмы, в которых есть русские – их, естественно, очень много. Просто вспомним самых запомнившихся русских персонажей из нашумевших американских фильмов.
1. «Москва на Гудзоне» – образ русских, которые стремятся в Америку. Кстати, роль представителя КГБ, который неустанно следит за неблагонадежными гражданами, сыграл Савелий Крамаров. И этот фильм мог бы быть неплох, если бы не стандарты и многие неточности в нем. Наверняка иностранцам тяжело представить, что Жигули пятой модели и отдельная квартира у главного героя Анатолия (Илья Баскин) – это абсолютная роскошь для всех советских жителей. При таком богатстве ни один здравомыслящий советский гражданин о Западе и не думал бы! Да и очень странно, что в холодильнике у героя много водки. Забыли еще медведя, соболью шубу и бочку икры… Другой герой (Робин Уильямс), более тихий и спокойный, все же бежит во время гастролей и остается в Америке.
2. «Рокки 4» — в знаменитом фильме о боксере Рокки Бальбоа, его противником становится русский офицер Иван Драго. Он могущественен и выглядит как человек нового поколения. Без всякого труда он побеждает Аполло Крида, но вот Рокки серьезно готовится к появлению на ринге. И он даже летит в Россию, бегает по заснеженным сугробам. Правильно, так и становятся русскими богатырями... В общем, побеждает в итоге мощнейшая идеология свободы Америки и всех людей. А «красные», то бишь, коммунисты, улетают домой с поджатыми хвостами. По крайней мере, русский офицер Драго был не алкоголиком и не в ушанке, что довольно странно для американского кинематографа тех времен.
3. «Рембо 3» — Сильвестр Сталлоне любит сниматься в фильмах о борьбе за справедливость. И в этой части бравый Рембо сражается с недо-людьми русской национальности. Мало того, что они неоправданно жестоки и постоянно матерятся, так они еще и пьют водку на жаре и носят странного вида форму. Полковник Зайцев выглядит конченым алкоголиком с явным раздвоением личности. Русские в изображении этой картины, ни о какой дисциплине и не слышали. Фильм обидный для русских офицеров, участников афганских событий и для всех соотечественников. Много штампов и «передергиваний».
4. «Красный скорпион» — и снова Дольф Лундгрен изобразил русского офицера. На этот раз, его герой Николай Радченко вдруг «опомнился», и стал протестовать против оккупантов Африки в лице коммунистов. Не все у него складывается гладко, но не будь он русским богатырем, если бы не «сделал» все подразделение в одиночку! Из отрицательного персонажа русский здесь стал героем, но не для своей страны, а в глазах американцев. Им показалось это неплохим поворотом сюжета, когда офицер не придает значения службе отечеству и вдруг идет против своих…
5. «Охота за «Красным Октябрем» — в этом фильме есть свои неточности, некоторые несоответствия, но он показал русского капитана героем. И вслед за ним появились другие картины о подводных лодках, о героических русских и советских солдатах. Образ капитана в исполнении Шона Коннери был довольно достойным, но не обошлось и без «ненавязчивого» всевидящего ока КГБ, противостояния США-СССР и разрешения сюжета киноленты в пользу американцев.
6. «Счастье» — вот где изображен настоящий русский. Таксист из Нью-Йорка по имени Влад ненавидит одинаково сильно и родную Россию, в которой вырос, и чужую Америку, в которой живет и работает. Всегда хорошо там, где нас нет. Он не гнушается иногда украсть то, что плохо лежит, и постоянно ругается матом. В исполнении Джареда Харриса мы увидели, какими видят американцы наших эмигрантов. Они озлобленные, не любят ни свою страну, ни чужую, воруют и любят крепкое словцо. Настоящие «русские», одним словом. За свою роль второго плана Джаред Харрис был удостоен многих наград и премий.
7. «Самолет президента» – на фоне бравого и всемогущего Президента США, в исполнении Харрисона Форда, Гэри Олдмен в роли русского террориста выглядит еще более злобным. Он безжалостен и хитер, но не ожидает такой прозорливости и выдержки от непобедимого Президента. В фильме явно выставлен управленец этаким супергероем, способным на борьбу со злом любого уровня и в любом состоянии. И даже в отсутствие своей охраны он вершит справедливость «голыми руками». А русские террористы, даже с огромным запасом оружия и продуманным планом, не способны довести дело до конца. Остается непонятным, это отношение к террористам в принципе, или именно к русским?
8. «Враг у ворот» — один из немногих фильмов, в котором голливудские кинематографисты изобразили подвиг советских солдат на должном уровне. Фильм не получил значимых наград и был «в пух и прах» разнесен критиками за исторические несоответствия. Но мы говорим сегодня об образах русских людей. В этом фильме они истинные герои, какими и были во время Второй Мировой Войны. В этой ленте нет никаких американцев и русских антигероев. Сталинградское сражение и советские солдаты против фашистской Германии. Джуд Лоу изобразил советского снайпера Зайцева, а Джозеф Файнс – замполита, издающего газеты и листовки для поднятия боевого духа солдат.
Мы, конечно же, помним как великолепный и непобедимый Бонд взаимодействовал с русскими, Индиана Джонс разрывался между КГБ и ФБР и никогда не забываем о русском космонавте в ушанке из «Армагеддона». Комедии тоже не обошли вниманием русских. Чего только стоит «Полицейская Академия 7: миссия в Москве»! А не так давно, во второй части фильма «Железный человек», Тони Старк сражался с русским инженером-конструктором Иваном Ванко в супер костюме (в исполнении Микки Рурка).
Русских на голливудских экранах не становится меньше, но от классического противостояния с «плохими» русскими кинематографисты Страны Грез решили отказаться. Россия составляет немалый процент аудитории зрителей, и делать их врагами было бы опрометчиво. Продюсеры боевиков заявляют, что теперь будут сосредотачиваться на одиноких террористических группировках, без какой-либо четкой национальной принадлежности. И нас, наконец, перестанут изображать в компании медведя с балалайкой!