26.09.2013

Бьющий в набат голос российской поэзии Андрей Вознесенский и 10 главных событий его жизни

Андрей Вознесенский

Экстравагантный, одетый с иголочки, с вечным длинным шарфом или элегантным платком на шее, поэт Андрей Вознесенский всегда отличался от окружающих.

Нельзя было пройти мимо, не обратив внимания на этого яркого, излучающего энергию человека. Резко выделялся Андрей Андреевич и среди поэтов. Его метафоричные, мощные, новаторские стихи, ломающие представление о зарифмованных строчках, ворвались стремительно и напористо в советское искусство, вместе с плеядой художников-шестидесятников.

Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко — были кумирами миллионов людей, собирая стадионы на свои выступления.

Каждое новое стихотворение становилось событием, сборники раскупались в считанные дни, переписывались вручную и продавались на «черных рынках», а литературные вечера в зале Московского Политехнического музея имели статус прижизненного мифа и останутся навсегда легендой прошедшего золотого времени расцвета отечественной поэзии.

Андрей Вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии (1978 г, Нью-Йорк), читавший бессмертные строки с лучших сцен Европы и Америки, почетный член десяти академий мира, прославивший ослепительным, могучим творчеством свою страну, умер от тяжелых осложнений, вызванных инсультом, 1 июня 2010 года.

Давайте, сегодня, в день, когда ушел от нас великий Поэт, вспомним главные события его жизни.

Детство

Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года, (Москва), в очень образованной семье: отец – профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР, директор института водных проблем АН ССР. Мама занималась воспитанием сына.

Юность

В 14-ть лет Андрей отправил свои стихи Борису Пастернаку, чтобы узнать о них мнение мастера, которого боготворил. Так завязалась их дружба. До последних дней Бориса Леонидовича, Вознесенский приезжал к нему, и они вели многочасовые беседы обо всем.

Пастернак писал Вознесенскому, после первых его успехов : «Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».

После смерти Бориса Пастернака, поэт каждый год в этот печальный день, устраивал литературные чтения, посвященные его памяти.
Несмотря на огромную любовь к писательству и благословление такого выдающегося художника, он поступает в архитектурный институт и заканчивает его в 1957 г.

Андрей Вознесенский

Громкое признание

Но тяга к творчеству не оставляет Андрея Андреевича, и в 1959 году, молодой человек, предлагает к изданию свою поэму «Мастера».

Как только произведение увидело свет, поэт Вознесенский становится невероятно, головокружительно популярным. Он совершает многочисленные поездки за рубеж, по приглашениям различных обществ, сразу понявших, какой Поэт родился в России.

Читатели, с нетерпением, ждут выхода его новых стихов. И они выходят: сборники «Парабола», «Мозаика», «Треугольная груша».

Нелюбовь властей

За «Мозаику» снимают с должности главного редактора Капитолину Афанасьеву, а за «Параболу», Вознесенского обвиняют в «формализме».

Когда к «Мозаике» и «Параболе» добавился сборник «Треугольная груша», (написанный под впечатлением поездки по Америке), неприятие молодого поэта-экспериментатора властями разогрелось до критической точки: про него писали высмеивающие стихи и фельетоны, в «Окнах сатиры» (стенды с информацией «На злобу дня», стоявшие на улицах и в общественных местах) висели карикатуры на Вознесенского, а сам Никита Сергеевич Хрущев, на встрече в марте 1963 года, с интеллигенцией в Кремле, прокричал следующее: ««Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!».

Скитания по провинции

Пришлось Андрею Андреевичу прятаться в провинции, подальше от глаз всемогущих чиновников и некоторой части коллег. Уезжать из страны он не собирался.

После смерти Хрущева, отношения с властью складывались очень странные. Его, все-таки, выпускали по приглашениям за границу и даже иногда печатали, (с книжных прилавков сметалось все, в несколько часов, часть тиража оседала у номенклатуры – Вознесенского читали все!), а в прессе про него не писали вообще.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская

Муза Зоя

В 1964 году Вознесенский, путем долгой осады, добился согласия стать его женой у потрясающей, умной, удивительной женщины — Зои Богуславской.

Писатель, драматург, литературный критик Зоя, работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище и в комитете по Государственным и Ленинским премиям заведовала отделом культуры, (премия «Триумф» — творение ее рук).

«Никогда не жалуюсь и ничего не прошу. Попадая в беды, я выруливаю без предательства и без компромиссов. Как бы плохо нам ни бывало с Андреем Андреевичем во внешнем пространстве, я никогда не позволяла, чтобы плохо было и во внутреннем. Главное – мы вместе! И, конечно, я бы хотела, вот с таким достоинством уйти из жизни, главное – не пережить Андрея Андреевича – вот и всё…». Муза Зоя хранила своего поэта 46 лет.

Спектакли

Однажды, его цикл «Антимиры» был поставлен в виде оригинального спектакля в Театре на Таганке. Прямо после премьеры (где В. Высоцкий, в первый раз исполнил свою «Охоту на волков»), постановку закрыли.

Тогда выпустили другую: «Поэт и Театр». Это было чтение строк Вознесенского под музыку, которую написали В. Высоцкий, В. Васильев, Б. Хмельницкий. В первом отделении читали актеры, во втором – Андрей Андреевич. Во время представления около здания театра собиралась конная милиция, боясь беспорядков от огромного столпотворения народа.

Вознесенский годы дружил с Любимовым и его коллективом.

И с Марком Захаровым. Легендарная, вечная рок-опера «Юнона и Авось» — результат этой человеческой и творческой дружбы.

Андрей Вознесенский

Стихи и песни

Андреем Андреевичем написано 20 сборников стихотворных произведений и прозы (последняя поэма: «Серп и тороп»), он занимался переводами, писал множество статей по вопросам литературы и искусства, выступал на авторских вечерах в России и за рубежом, и всегда старался помочь молодым поэтам.

На стихи Андрея Вознесенского было написано множество известных песен: «Миллион алых роз», муз. Р. Паулса, «На бис», муз. Р. Паулса, «Начни сначала», муз. Е. Мартынова, «Плачет девочка в автомате», муз. Е. Осина, «Новые московские сиртаки», муз. О. Нестерова, «Танец на барабане», муз. Р. Паулса, и многие другие.

Переделкино

С конца 60-х, Андрей Вознесенский жил и писал в Переделкино, редко наезжая в Москву. Половина дома ему досталась от Союза писателей, вторую подарил перед смертью проживающий там старый литератор Василий Казин, за то, что: «Вознесенский — хороший поэт». Андрею Андреевичу этот подарок был очень кстати — у него началась аллергия, и в городе сильно опухало лицо.

Последний юбилей

В день 75-летия, в новое здание Театра Петра Фоменко собралось много людей. Были искренние, трогательные слова и море цветов, горячие, громкие аплодисменты. Уже совсем больной Андрей Андреевич, шепотом, прочитал свои последние стихи, под абсолютную тишину зала:

Андрей Вознесенский

Голос теряю. Теперь не про нас
Гостелерадио.
Врач мой испуган. Ликует Парнас –
голос теряю.

Люди не слышат заветнейших строк,
просят, садисты!
Голос, как вор, на заслуженный срок
садится.

В праве на голос отказано мне.
Бьют по колёсам,
чтоб хоть один в голосистой стране
был безголосым.

Воет стыдоба. Взрывается кейс.
Я – телеящик
с хором из критиков и критикесс,
слух потерявших.

Веру наивную не верну.
Жизнь раскололась.
Ржёт вся страна, потеряв всю страну.
Я ж – только голос…

Разве вернуть с мировых сквозняков
холодом арники
голос, украденный тьмой Лужников
и холлом Карнеги?!

Мной терапевтов замучена рать.
Жру карамели.
Вам повезло. Вам не страшно терять.
Вы не имели.
В Бюро находок длится делёж
острых сокровищ.
Где ты потерянное найдёшь?
Там же, где совесть.

Для миллионов я стал тишиной
материальной.
Я свою душу – единственный мой
голос теряю…

Метки статьи

Похожие записи