Новости
Печальный и смешной Георгий Бурков: 8 лучших ролей в кино
Георгий Иванович в жизни совершенно был не похож на себя «экранного» — аскет, философ, идеалист, видевший смысл жизни в «донкихотстве», в «стремлении сделать что-то необыкновенное», эрудированный, проведший годы в библиотеках, «выросший на опере и балете ленинградского театра имени Кирова. Знал целые спектакли наизусть, видел Чабукиани, Дудинскую, Уланову, слушал Нэлеппа и других знаменитых певцов» (из книги «Хроника сердца», изданной по дневникам актера). Интеллектуал, с внешностью хорошо закладывающего пролетария, с оригинальной шепелявостью и некоторой неразборчивостью речи.
Родился в Перми, 31 мая 1933 года, и в возрасте шести лет страшно заболел брюшным тифом, вслед за которым началось заражение крови. Шесть операций без наркоза(!) вынес маленький Георгий (врачи боялись за сердце), потом мама выходила его травами, забрав из палаты смертников домой.
Георгий Иванович всегда мечтал о сцене, с самого детства. Так и не получив актерского образования, работал до 32 лет по провинциальным театрам (мелкие, незначительные роли), не имея ни семьи, ни дома, ни перспектив.
Но его трагикомичную внешность и необычную речь заметил главреж московского театра имени Станиславского (Лев Анохин), находящегося на гастролях, и пригласил в коллектив. Буркова взяли на испытательный срок (без содержания, но с общежитием), и Анохин выдавал ему из своей зарплаты по сто рублей, несколько месяцев, пока актера не зачислили в штат.
За свою творческую жизнь, Георгий Иванович поработал на самых прославленных сценах: «Современник», МХАТ им. Горького, театр им. А.С. Пушкина. (Однажды, в бытность актером МХАТА, он подговорил коллег делать клизмы из водки, чтобы раззадорить главного режиссера — Олега Ефремова, который решил бороться с пьянством и проверял актеров на наличие алкоголя – заставлял дышать в трубки на проходной. Все с усердием в них дули, входили трезвые, а на сцену выходили опьяневшие и от клизмы, и от сознания того, как здорово они Ефремова за нос водят).
У Георгия Ивановича был дорогой, любимый друг – Василий Шукшин. Один понимал другого с полувзгляда, могли просидеть вдвоем часами, не разговаривая. Когда Василий Шукшин умер, Бурков пережил сильный шок, никак не мог оправиться от свалившегося на него несчастья.
Потом долго, по кабинетам пробивал создание Центра культуры имени В. М. Шукшина и сам им руководил, бережно сохраняя для людей память о друге.
Георгий Иванович Бурков, обожаемый всеми, сыграл в более 60-ти кинофильмах, и ни одной главной роли, все — второго плана.
Но могучий талант, искрометный комедийный подтекст каждого созданного Бурковым образа, в сочетании с его серьезной специфической физиономией и речью, делали эпизодические персонажи просто шедеврами!
Он был настоящей звездой на экране и скромным, тонким, семейным человеком в жизни: «Я до сих пор не могу отделаться от очень многих провинциальных черт моего характера: не люблю ездить в такси, не очень-то умею разговаривать по телефону, не умею уверенно сидеть в ресторане и т.д. Я совершенно не приспособлен к современной жизни».
Он умер совсем молодым – в 57 лет (1990 г), попав в больницу с переломом бедра – потянулся за книжкой, которая стояла на верхней полке и упал. Из-за травмы оторвался тромб, и через три дня попал в легочную артерию. В момент смерти Георгия Ивановича, (минута в минуту), рухнула стена в его загородном доме, выстроенном руками Буркова. Кирпичи разлетались на 10-15 метров, и это видели все местные жители.
Незадолго до этого, Бурков записал в своем дневнике : «Нам кажется, что смерть у нас впереди. А она сбоку, она все время с нами, мы идем вдоль нее...».
Крест на могиле Георгия Буркова сделан из того же куска гранита, что и крест его единственного друга – Василия Шукшина.
Вспоминая замечательного, глубокого, грустного артиста, заставляющего своего зрителя искренне переживать вместе с героями, и негодовать, и смеяться до слез, давайте, пересмотрим сегодня, его самые лучшие фильмы.
«Зигзаг удачи»
Комедия Эльдара Рязанова, по сценарию Эмиля Брагинского, где Георгий Бурков играет роль Пети – служащего в ателье фотографа, любящего хорошо выпить. Предложения, справедливого и не жадного Пети, например: «Вы не хотите сабантуй, не хотите на Кавказ! Ну, давайте, вскладчину купим автобус. Будем ездить за город, ловить рыбу, пить вино…» или: «На твои десять тысяч можно купить 1800 литров водки и ещё останется 98 копеек на закусь…» – очень любили повторять в компаниях советские зрители.
Фильм – лидер проката (23,8 млн человек), внесен в списки «Лучшие отечественные новогодние фильмы», «рекомендации ВГИКа».
«Старики-разбойники»
И эта комедия Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского, ставшая одной из самых любимых кинолент начала семидесятых годов. Бурков играет начальника отдела Федяева: «Бандитские пули изрешетили меня всего. Я весь в дырках», отправляющего на пенсию героя Юрия Никулина – Николая Сергеевича Мячикова (освобождает место для молодого, блатного персонажа Андрея Миронова – Проскудина). Прекрасное музыкальное сопровождение к фильму написано Андреем Петровым.
Фильм лидер проката – 31, 5 млн зрителей.
«Печки-лавочки»
Комедия Василия Шукшина. Картину, которую Василий Макарович считал своим лучшим произведением и очень любил.
Двое супругов из глубокой провинциальной деревни едут в отпуск в Москву. По дороге попадают в разные анекдотические ситуации. Бурков – вор «Конструктор» («…на наш век чемоданов хватит!»), с которым простодушные муж и жена (Шукшин и Федосеева-Шукшина) знакомятся в поезде. Ленту сильно резали и она вышла «третьим экраном» — ее показывали только в окраинных кинотеатрах, но все равно
Фильм посмотрели 17,1 млн человек. Внесен в список «100 лучших российских фильмов всех времен».
«Калина красная»
Трагическая мелодрама Василия Шукшина. Как и все фильмы гениального художника, полностью творение его рук – повесть, по которой создан фильм, сценарий, режиссура и сам Шукшин в главной роли. А своего лучшего друга Буркова он снял в роли главаря уголовников – Губошлепа, не захотевшего отпустить героя Шукшина (Егор Проскурин) из криминальной жизни.
После этой работы, все поверили, что Бурков сидел – столь правдиво и мерзко выглядел на экране Губошлеп.
Картина стала лидером проката, заняв первое место по посещаемости – 62,5 млн зрителей. И по итогам опроса журнала советский экран признана лучшим фильмом 1974 года. Внесена в список «100 лучших российских фильмов всех времен».
Награждена главным призом ВК в Баку, призом польских кинокритиков «Варшавская сирена», за лучший иностранный фильм.
«Они сражались за Родину»
Один из самых лучших фильмов о Великой отечественной войне 1941—1945 гг. Режиссер Сергей Бондарчук, по одноименному роману Михаила Шолохова.
Простая жестокая история, о солдатах на войне. О настоящей, негромкой и непомпезной любви к своей Родине. Бурков в роли рядового Александра Копытовского – домашнего, робкого человека, никакого отношения к войне не имеющего, но прикладывающего все силы души, чтобы честно выполнить свой долг.
Картина номинировалась на главный приз в Каннах – «Золотую пальмовую ветвь», лидер проката – 40,6 млн зрителей.
«Ирония судьбы, или с легким паром!»
Звездное сотрудничество и дружба двух мэтров отечественного кино Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского подарило советским зрителям новогоднюю лирическую мелодраму, которую на протяжении вот уже почти 40 лет, ежегодно, 31 декабря, показывает ЦТ.
( И не только в России, например на Тайване, с 1992 года, фильм идет 31 декабря одновременно по всем центральным каналам)!
У Буркова маленькая, но очень яркая, запоминающаяся эпизодическая роль друга главного героя Лукашина – Миши. А его: «Паша, положись на меня, я никогда не пьянею» или «Ребята, положение безвыходное… За Галю надо выпить» — давно стало классикой жанра.
Признан лучшим фильмом 1976 года, награжден Государственной премией СССР.
«Гараж»
Трагикомедия Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Как всегда огромный успех. Лидер проката – 28,5 млн зрителей. Фильм занесен в список «Рекомендации ВГИКа». А реплики персонажа Георгия Буркова – несправедливо исключенного из гаражного кооператива Виталия Кузьмича Фетисова, разошлись на цитаты: «Я за гараж Родину продал!»; «Ключики мы вам не отдадим! Мы вам не Буратины какие-нибудь»; «Да у нас, если хотите, до сих пор рыба в реке водится, несмотря ни на что, несмотря ни на какие институты»; «Где директор рынка? Дайте мне его. Я из него мясной ряд сделаю» и др.
«Жестокий романс»
Мелодрама Эльдара Рязанова по мотивам пьесы А.Н.Острвского «Бесприданница». Дебют и лучшая роль в кино актрисы Ларисы Гузеевой.
Фильм снят в Костроме, признан лучшим в 1985 году. Бурков играет актера Аркадия Счастливцева, прозванного Паратовым Робинзоном – его высадили за пьянство и другие художества с парохода, прямо на небольшой остров посредине Волги, откуда и спас его Паратов. За что Робинзон ему преданно служит. Элегантно-смешной Бурков, свою эпизодическую роль превратил в яркий, запоминающийся персонаж.
Картина получила Главный приз «Золотой павлин» фестиваля «Дели-85». Лидер проката – 22 млн зрителей. Внесена в список «100 лучших фильмов России».