Новости

Лучшие образы Кармен, созданные на сцене и в кино

23 сентября, 1870 года в Каннах, умер член Французской академии, выдающийся французский писатель Проспер Мериме – автор нескольких исторических романов, драматических пьес, сборника народных  песен и, конечно, всемирно известных новелл, из которых самая знаменитая – «Кармен».

Родившийся в обеспеченной семье химика и живописца, исключительно образованный (овладел русским языком, чтобы читать в подлиннике А. С. Пушкина!), сенатор, друг двух императоров, Мериме обладал талантом рассказывать свои истории так, чтобы у читателя совершенно не оставалось сомнений в подлинности происходящего. Его сочинения о Греции и Риме пользуются непререкаемым уважением специалистов,  про Корсику Мериме писал как будто, всю жизнь прожил на Корсике, о Литве – не меньше чем житель Литвы, а уж прочитав «Кармен» — кто бы поверил (если бы не знал достоверно), что автор — француз, а не испанец! Француз Мериме, не признававший спокойных «городских тем», интересовавшийся только дикими, яркими характерами, создал драгоценное украшение, один из самых больших бриллиантов мировой культуры, ставшее символом Испании (музыку к гениальному произведению сочинил второй француз – Бизе).

Многократно экранизированная, присутствовавшая абсолютно на всех подмостках ведущих театров мира, одна из красивейших новелл, рожденных человечеством драма «Кармен» — самое читаемое, самое популярное произведение выдающегося писателя.

Давайте, отдавая дань памяти Просперу Мериме, подарившему нам бесподобный образ страстной героини, готовой заплатить жизнью за свободу, вспомним самых прекрасных Кармен в истории кинематографа и театральной сцены.

Майя Плисецкая

Несравненная, лучшая Кармен, когда-либо существовавшая на балетной сцене, конечно – Майя Михайловна Плисецкая. Страстная и сильная, трагичная и одновременно легкомысленно-кокетливая, свободная в каждом своем движении, воплощенная гениальной советской танцовщицей, остается на недосягаемой высоте балетного искусства.

Оркестровку музыки Жоржа Бизе сделал муж Майи Плисецкой –  композитор Радион Щедрин, специально для Майи Михайловны. Постановку осуществил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, а сценография выполнена Борисом Мессерером. Вот что писали критики о незабываемой Кармен в исполнении Майи Плисецкой:  «Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора».

Светлана Захарова

В 2005 году, солистка Большого театра Светлана Захарова вышла на прославленную сцену в балете «Кармен-сюита», восстановленном специально для нее. К тому времени исключительно талантливая Светлана, успела стать лауреатом многих престижных премий, в том числе получить две Национальные театральные награды «Золотая маска» за исполнение  главных партий в балетах «Серенада» и «Спящая красавица». Сказать, что Захарова-Кармен великолепна – мало, она безупречна! И является, безусловно, лучшей современной Кармен на балетной сцене.

Кармен в трактовке Светланы Захаровы игрива, легка, своевольна и очевидно абсолютно свободна – в каждом жесте, в каждом повороте головы взлетая, возвышаясь силою непокорного, гордого духа над всеми – Хосе, Тореро, сценой, целым миром!

Ирина Архипова

Главной партией в жизни великой оперной певицы Ирины Константиновны Архиповой была Кармен. И получила мировое признание – ее до сих пор считают лучшей Кармен планеты. Удивительно, что Иринана Константиновна по первому своему образованию – архитектор! Разносторонне талантливая, она в совершенстве имела дар перевоплощения – ее трактовка Кармен сочетала в себе не только идеальное голосовое исполнение партии, но и виртуозное драматическое прочтение образа плюс величественную, просто царственную красоту .

Агнес Бальтса

Ирину Архипову на троне лучшей исполнительницы Кармен сменила греческая оперная певица Агнес Бальтса.

В 1988 году The Metropolitan Opera даже выпустила фильм – запись своего спектакля «Кармен», в постановке Пола Миллза (Paul Mills), дирижер — Джеймс Ливайн (James Levine), где  потрясающая певица – темпераментная, экспрессивная, обладающая необычайно красивым меццо-сопрано просто покорила и знатоков, и любителей оперы, и музыкальных критиков, получив справедливое право называться лучшей Кармен современной оперной сцены.

Сара Монтьель

В кинематографе первая полноценная экранизация бессмертного произведения Мериме — картина режиссера Тулио Демилечи «Кармен из Ронды» (до этого был комедийный фильм 1915 года Чарли Чаплина). В главной роли Сара Монтьель –  испанская эстрадная певица и актриса. Фильм музыкальный –  множество современных песен в исполнении Монтьель, значительно изменен сюжет, тем не менее, на экране великолепная, свободолюбивая, удивительно красивая Кармен — одна из самых лучших экранных Кармен в мире.

 

Лаура дель Соль

С Лаурой дель Соль – испанской актрисой, танцовщицей фламенко, исполнительницей роли Кармен в знаменитом фильме Карлоса Сауры «Кармен», вряд ли кто может сравниться.

Ее героиня – огонь, внутренняя клокочущая страсть, обжигающая, живущая в каждой клеточке актрисы, способная и обласкать, и убить одним взглядом. Невероятная, недосягаемая Кармен! Фильм номинировался на премию «Оскар» как лучший на иностранном языке, получил Премию Британской академии, и две премии Каннского фестиваля (номинировался на «Золотую пальмовую ветвь»).

Это интересно